обновлено: 09:20, 13 августа 2025
Культура
Вдохновлённые Севером. Как рождаются шедевры ямальских художников
Что более абстрактное можно спросить у творческого деятеля, чем «где вы берете вдохновение»? Но, кажется, несложно догадаться, что больше всего впечатляет художников Салехарда.
Время для чтения ~ 3 минуты
Андрей Вахрушев, председатель ЯНРО ВТОО «Союз художников России», член Союза художников народного искусства, действительный член Академии народного искусства
Андрей Анатольевич живет на Севере уже почти четверть века, после переезда в Салехард его творчество претерпело глубокую трансформацию. Ранее работавший в графическом стиле художник открыл для себя древние ремесла и мифологию Ямала, став со временем автором арт-объектов и картин в стиле неоархаики. Археология Усть-Полуя — костяные и деревянные амулеты, керамика, этнография и шаманские символы — главные герои картин художника.
Мистика связи древних верований с современным художественным языком, мощь ямальской природы и сложные образы древних культур — вот что вдохновляет Андрея Анатольевича.
Татьяна Кипко, художник-живописец, член ВТОО «Союз художников России», член Международной Ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО
Татьяна Владимировна обращается к образам сурового северного пейзажа: бескрайним пространствам тундры, ледяным рекам и полярным ночам. Они становятся фоном для ее эмоциональных образов.
Картины художницы демонстрируют глубокое уважение к традициям ханты, ненцев и других коренных малочисленных народов Севера. Свобода кочевников и гармоничность их жизни вдохновляют на созидание. Живопись Татьяны Владимировны можно описать как естественный процесс дыхания: она передает эмоции через цвет и форму, следуя правилам, но не ограничиваясь строгими канонами. Ее полотна остаются в памяти зрителей благодаря эмоциональной силе.
Дмитрий Скворцов, художник по кости, победитель конкурса изделий народных художественных промыслов и ремёсел в номинации «Сувенир с использованием этнических элементов» в рамках этнофестиваля «Душа тундры» (2019)
Бескрайние пространства тундры, рек, ледяных просторов океана, передающие ощущение вечности. Стихии: холод, пурга, треск мороза, сияние солнца после полярной ночи, сила льда и паводка, чьи энергии отражаются в динамике скульптур. Духи животных (олень, медведь, журавль, волк, песец) и их образы. Северное сияние, переливы которого становятся мотивами орнаментов. Всё это — вместе с любовью к родному краю, желанием запечатлеть его хрупкость и личными переживаниями от ямальских восходов и закатов — становится «топливом» для творчества Дмитрия Скворцова.
Текст: Ингрид Сафронова
Журнал «Ямальский меридиан», №8, 2025