Виктор Селивёрстов. Искусство как способ бытия | «Красный Север»
0°C

обновлено: 14:21, 13 ноября 2025

Культура

Виктор Селивёрстов. Искусство как способ бытия

Виктор Егорович Селивёрстов — не просто мастер декоративно-прикладного искусства Ямала. Он — художник, философ, учитель и человек, для которого искусство — это способ бытия в нашем шумном и переменчивом мире. Его путь — напоминание о том, что призвание может ждать нас даже в картофельной борозде, стоит лишь увидеть в картошине форму будущей скульптуры и отсечь лишнее, как завещал творцам великий Микеланджело Буонарроти.

Время для чтения ~ 9 минут


Путь Виктора Егоровича в искусстве начался не в академии и даже не в художественной школе, а в детском саду. В пять лет в его руки впервые попал пластилин, и маленькая зверушка, вылепленная им, настолько поразила педагогов, что ее отправили на городской конкурс. С тех пор и до 15 лет пластилин рук будущего мастера не покидал: лепил пиратов, индейцев, солдат – героев прочитанных книг, а позже стал создавать и целые сюжетные композиции по Отечественной войне 1812 года.

Первую деревянную работу маленький Витя сделал в 10 лет. Занимаясь в судомодельном кружке, он освоил стамески и резцы.

– Правда, симметричные кораблики было скучно делать, — рассказывает мастер. — Мне интереснее были формы и объем персонажей.

Эта тяга к «оживлению» материалов стала его кредо. Даже во время школьных выездов на уборку картофеля он находил вдохновение:

– Друзья специально находили и приносили мне причудливые картофелины, я отсекал от них лишнее и создавал существ всем на потеху.

Профессиональный путь, правда, Виктор Егорович выбрал вовсе не связанный с искусством, а, наоборот, с промышленностью, нефтью, но от таланта не убежишь. Настоящим переломным моментом в жизни нашего героя стал дождливый осенний день 1974 года, когда студент-нефтяник Виктор, спасаясь от столичного холода, случайно зашел в музей и оказался на юбилейной выставке Сергея Тимофеевича Конёнкова. Восемь раз он возвращался туда снова, пораженный мощью и выразительностью скульптур великого мастера. Именно тогда и родилось четкое осознание: «Я могу так же. Это — мое». После Виктор Егорович начал серьезнее относиться к своему дару, даже стал изготавливать собственный инструмент, ведь в 1970-е годы купить качественные специализированные резцы было почти невозможно.

Фото: предоставлено из личного архива Булата Закирова
Фото: предоставлено из личного архива Булата Закирова

По-настоящему творческая жизнь началась позже — на Ямале. Приехав в поселок Пангоды на работу, молодой нефтяник столкнулся с однообразием и скукой на выходных. Перечитав всю местную библиотеку, он стал уходить в лес, где искал необычные корни и коряги, из которых создавал скульптуры. Позже, переехав в Новый Уренгой, творил по ночам после смен на буровой. До пенсии почти все свои работы Виктор Егорович просто дарил — не ради славы, а потому что создавать было жизненной необходимостью. За эти годы он освоил практически все виды резьбы по разным материалам, но так, может быть, все и осталось бы на уровне увлечения, если бы не произошла еще одна судьбоносная встреча:

– Я участвовал только в городских выставках самодеятельных художников, пока не встретился с Игорем Корнелюком: он приехал по делам в Новый Уренгой, а самолет тогда летал два раза в неделю, до вылета у него оставалась пара дней, и он поинтересовался, есть ли здесь интересные и творческие люди. А в местном музее Виктора Егоровича уже знали, корреспонденту посоветовали с ним познакомиться — они встретились и сразу подружились! После этой встречи в программе «Вести.Ямал» вышел небольшой сюжет о художнике. Музеи активно заинтересовались творчеством Виктора Егоровича, ему предложили организовать первую персональную выставку в Ямбурге, там же он проводил и первые в жизни настоящие мастер-классы.

Некоторое время спустя, в 2002 году, на очередной выставке в Салехарде Виктор Егорович, зайдя в зал, где демонстрировались его работы, впервые услышал, как их обсуждают всерьез. Среди посетителей оказались известные художники Сергей Александрович Лугинин и Сергей Ефимович Гришин. Это знакомство, стремительно переросшее в дружбу, стало очередным стимулом к профессиональному росту.

– Участие в очных выставках — вот главный двигатель развития художника! Видя свои работы рядом с работами более опытных мастеров, понимаешь, к чему надо стремиться, — отмечает он.

В 2005 году на Ямале учредили знак «Мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел». И хоть конкуренция была очень высокой, Виктор Егорович, благодаря истинной любви к своему делу и большому труду в совершенствовании таланта, стал одним из первых его обладателей.

Фото: предоставлено из личного архива Булата Закирова
Фото: предоставлено из личного архива Булата Закирова

– В тот же год я вышел на пенсию и понял, что всю жизнь занимался не тем, к чему душа лежала, не своим предназначением, но я не опустил руки, а оборудовал себе мастерскую и стал заниматься искусством ежедневно, стал свободным художником, — рассказывает мастер.

Виктор Егорович — страстный педагог. Его мастер-классы собирают самую разнообразную аудиторию — от трех до девяноста лет. Он верит, что талант можно разбудить, и часто — уже на первом занятии — видит, в ком горит искорка. Он учит не только технике, но и отношению к материалу, творчеству как к диалогу с миром. Для него важно, чтобы ученик не просто повторял, а искал собственный путь.

– Главное — найти свой неповторимый стиль, суметь показать обыденное так, чтобы оно вызывало эмоции, удивление, заставляло задуматься. Настоящая работа цепляет и просится в руки, в нее хочется вглядываться. Дилетант даже при хорошем владении инструментом часто создает бездушные вещи, подсмотренные у других, лишенные внутреннего света, — рассуждает Селивёрстов.

Активно участвует Виктор Егорович и в профессиональном сообществе художников декоративно-прикладного искусства.

– Радостно видеть, что на фестивалях мастера помогают друг другу инструментом, советами, — рассказывает он. — Нет тяжелой конкурентной борьбы. Конечно, все хотят победить, но придерживаются профессиональной этики и не расталкивают друг друга локтями.

Эта этика проявляется и в его деятельности в качестве члена или председателя жюри разных конкурсов декоративно-прикладного искусства.

– Первый раз, будучи судьей, я так себя казнил: хочется отметить всех, — делится Виктор Егорович. — Но выбор сделать необходимо.

В трудные времена именно творчество становилось для него спасением.

– Погружаясь в работу, уставая физически, морально я все расставлял по полочкам, — признается он.

Вдохновение к постоянному труду Виктор Егорович черпает в самой жизни — в любви, горе, радости, неожиданных откровениях. Образы многих его изделий рождались после сновидений. Именно ямальскую землю Виктор Егорович благодарит за бесконечный поток прекрасных эмоций и добрый дух места:

– Здесь мне комфортно, здесь мои друзья и родные. Здесь я знаю каждую тропинку, и частица моего труда вложена в город, который вырос на моих глазах.


Текст: Ингрид Сафронова

Журнал «Ямальский меридиан», № 11, 2025 г.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 14:21, 13 ноября 2025

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Культура, Искусство, Творчество, История Ямала