обновлено: 14:21, 13 ноября 2025
Культура
Виктор Селивёрстов. Искусство как способ бытия
Виктор Егорович Селивёрстов — не просто мастер декоративно-прикладного искусства Ямала. Он — художник, философ, учитель и человек, для которого искусство — это способ бытия в нашем шумном и переменчивом мире. Его путь — напоминание о том, что призвание может ждать нас даже в картофельной борозде, стоит лишь увидеть в картошине форму будущей скульптуры и отсечь лишнее, как завещал творцам великий Микеланджело Буонарроти.
Время для чтения ~ 9 минут
Путь Виктора Егоровича в искусстве начался не в академии и даже не в художественной школе, а в детском саду. В пять лет в его руки впервые попал пластилин, и маленькая зверушка, вылепленная им, настолько поразила педагогов, что ее отправили на городской конкурс. С тех пор и до 15 лет пластилин рук будущего мастера не покидал: лепил пиратов, индейцев, солдат – героев прочитанных книг, а позже стал создавать и целые сюжетные композиции по Отечественной войне 1812 года.
Первую деревянную работу маленький Витя сделал в 10 лет. Занимаясь в судомодельном кружке, он освоил стамески и резцы.
– Правда, симметричные кораблики было скучно делать, — рассказывает мастер. — Мне интереснее были формы и объем персонажей.
Эта тяга к «оживлению» материалов стала его кредо. Даже во время школьных выездов на уборку картофеля он находил вдохновение:
– Друзья специально находили и приносили мне причудливые картофелины, я отсекал от них лишнее и создавал существ всем на потеху.
Профессиональный путь, правда, Виктор Егорович выбрал вовсе не связанный с искусством, а, наоборот, с промышленностью, нефтью, но от таланта не убежишь. Настоящим переломным моментом в жизни нашего героя стал дождливый осенний день 1974 года, когда студент-нефтяник Виктор, спасаясь от столичного холода, случайно зашел в музей и оказался на юбилейной выставке Сергея Тимофеевича Конёнкова. Восемь раз он возвращался туда снова, пораженный мощью и выразительностью скульптур великого мастера. Именно тогда и родилось четкое осознание: «Я могу так же. Это — мое». После Виктор Егорович начал серьезнее относиться к своему дару, даже стал изготавливать собственный инструмент, ведь в 1970-е годы купить качественные специализированные резцы было почти невозможно.
По-настоящему творческая жизнь началась позже — на Ямале. Приехав в поселок Пангоды на работу, молодой нефтяник столкнулся с однообразием и скукой на выходных. Перечитав всю местную библиотеку, он стал уходить в лес, где искал необычные корни и коряги, из которых создавал скульптуры. Позже, переехав в Новый Уренгой, творил по ночам после смен на буровой. До пенсии почти все свои работы Виктор Егорович просто дарил — не ради славы, а потому что создавать было жизненной необходимостью. За эти годы он освоил практически все виды резьбы по разным материалам, но так, может быть, все и осталось бы на уровне увлечения, если бы не произошла еще одна судьбоносная встреча:
– Я участвовал только в городских выставках самодеятельных художников, пока не встретился с Игорем Корнелюком: он приехал по делам в Новый Уренгой, а самолет тогда летал два раза в неделю, до вылета у него оставалась пара дней, и он поинтересовался, есть ли здесь интересные и творческие люди. А в местном музее Виктора Егоровича уже знали, корреспонденту посоветовали с ним познакомиться — они встретились и сразу подружились! После этой встречи в программе «Вести.Ямал» вышел небольшой сюжет о художнике. Музеи активно заинтересовались творчеством Виктора Егоровича, ему предложили организовать первую персональную выставку в Ямбурге, там же он проводил и первые в жизни настоящие мастер-классы.
Некоторое время спустя, в 2002 году, на очередной выставке в Салехарде Виктор Егорович, зайдя в зал, где демонстрировались его работы, впервые услышал, как их обсуждают всерьез. Среди посетителей оказались известные художники Сергей Александрович Лугинин и Сергей Ефимович Гришин. Это знакомство, стремительно переросшее в дружбу, стало очередным стимулом к профессиональному росту.
– Участие в очных выставках — вот главный двигатель развития художника! Видя свои работы рядом с работами более опытных мастеров, понимаешь, к чему надо стремиться, — отмечает он.
В 2005 году на Ямале учредили знак «Мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел». И хоть конкуренция была очень высокой, Виктор Егорович, благодаря истинной любви к своему делу и большому труду в совершенствовании таланта, стал одним из первых его обладателей.
– В тот же год я вышел на пенсию и понял, что всю жизнь занимался не тем, к чему душа лежала, не своим предназначением, но я не опустил руки, а оборудовал себе мастерскую и стал заниматься искусством ежедневно, стал свободным художником, — рассказывает мастер.
Виктор Егорович — страстный педагог. Его мастер-классы собирают самую разнообразную аудиторию — от трех до девяноста лет. Он верит, что талант можно разбудить, и часто — уже на первом занятии — видит, в ком горит искорка. Он учит не только технике, но и отношению к материалу, творчеству как к диалогу с миром. Для него важно, чтобы ученик не просто повторял, а искал собственный путь.
– Главное — найти свой неповторимый стиль, суметь показать обыденное так, чтобы оно вызывало эмоции, удивление, заставляло задуматься. Настоящая работа цепляет и просится в руки, в нее хочется вглядываться. Дилетант даже при хорошем владении инструментом часто создает бездушные вещи, подсмотренные у других, лишенные внутреннего света, — рассуждает Селивёрстов.
Активно участвует Виктор Егорович и в профессиональном сообществе художников декоративно-прикладного искусства.
– Радостно видеть, что на фестивалях мастера помогают друг другу инструментом, советами, — рассказывает он. — Нет тяжелой конкурентной борьбы. Конечно, все хотят победить, но придерживаются профессиональной этики и не расталкивают друг друга локтями.
Эта этика проявляется и в его деятельности в качестве члена или председателя жюри разных конкурсов декоративно-прикладного искусства.
– Первый раз, будучи судьей, я так себя казнил: хочется отметить всех, — делится Виктор Егорович. — Но выбор сделать необходимо.
В трудные времена именно творчество становилось для него спасением.
– Погружаясь в работу, уставая физически, морально я все расставлял по полочкам, — признается он.
Вдохновение к постоянному труду Виктор Егорович черпает в самой жизни — в любви, горе, радости, неожиданных откровениях. Образы многих его изделий рождались после сновидений. Именно ямальскую землю Виктор Егорович благодарит за бесконечный поток прекрасных эмоций и добрый дух места:
– Здесь мне комфортно, здесь мои друзья и родные. Здесь я знаю каждую тропинку, и частица моего труда вложена в город, который вырос на моих глазах.
Текст: Ингрид Сафронова
Журнал «Ямальский меридиан», № 11, 2025 г.
