Выставка «За полярным кругом» показала чудо ямальского наива | «Красный Север»
0°C

Культура

Выставка «За полярным кругом» показала чудо ямальского наива

Выставка «За полярным кругом» в Салехарде подарила миру искусства настоящее открытие — живопись на камнях Зои Неркаги

Время для чтения ~ 5 минут


Новая звезда ненецкого искусства — Зоя Неркаги проживает в фактории Лаборовой вместе со своей сестрой, знаменитой ненецкой писательницей Анной Неркаги и уже более тридцати лет преподает детям родной язык. Она расписывает церковь в фактории, но ее художественный талант распространяется далеко за пределы привычного канона.

Зоя Павловна Неркаги. Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»
Зоя Павловна Неркаги. Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»

Что такое наивное искусство?

Чтобы осознать значимость работ для российского культурного поля, необходимо для начала разобраться, что же такое «наив».

Его можно отнести к более широкому понятию искусства примитивного. Но не стоит пренебрежительно относиться к этому профессиональному термину — он обозначает искусство первобытного мира, чистые истоки человеческого творчества. Наив же, как более узкое явление, представляет собой работы художников-самоучек.

Отсутствие рамок академических канонов позволяет создавать искренние и непосредственные картины, заряженные энергией личного впечатления, эмоционально глубокие, порой озорные, но главное — понятные и близкие каждому зрителю.

Еще одной характерной чертой наива является отсутствие перспективы и пропорций, а также бесконечное разнообразие в использовании материалов, что придает особую выразительность. Наивные художники не стремятся к реализму, их цель — поделиться эмоциями.

Мое профессиональное знакомство с наивом было странным. Во время консультации по поводу диссертации научный руководитель посоветовал мне посетить Музей наива в Екатеринбурге. Я поблагодарила за рекомендацию, но подумала, что это совсем не мое. Однако по пути домой вдруг осознала, что я давно с наивом на короткой ноге! Ведь рабочий стол любого моего компьютера всегда украшен картинами Анри Руссо — первого наивного художника, к которому, можно сказать, официально применили в истории искусства этот термин.

Наив в России

Наивное искусство в нашей стране тесно связано с народным творчеством. Иконы, лубки, росписи на прялках и сундуках – все это можно считать своеобразной предтечей наивного искусства. В XIX веке, с развитием городской культуры, наивное искусство стало проникать в более широкие слои общества, сохраняя при этом свою аутентичность.

Триптих «Молчащий». Зоя Неркаги, 2016-2018 гг.. Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»
Триптих «Молчащий». Зоя Неркаги, 2016-2018 гг.. Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»

Центром наивного искусства в России сегодня считается Екатеринбург, где расположен Музей наива. Основу его постоянной экспозиции составляет коллекция картин хорватских художников под общим названием «Чудо хорватского наива».

Сегодня к феномену наивного искусства приковано внимание искусствоведов, коллекционеров, зрителей и галерей в ряде крупных городов нашей страны. Тем не менее, жителям большинства регионов наив до сих пор неизвестен.

Рисунки на камнях Зои Неркаги отличаются сюжетным разнообразием: от глубинной мифологии и ярких бытовых моментов из жизни ненецкого народа до прочувствованного душой и сердцем бытия христианских святых. Они выделяются на фоне привычного формата картин оригинальной техникой. В целостной работе камень вместо холста становится прообразом стойкости и близости к природе ненецкого народа. Если обойти крупные «холсты» Зои Неркаги и взглянуть на тыльную сторону, то можно увидеть узор из разноцветных лишайников, который становится продолжением мифологических сюжетов.

Состав красочного слоя художница держит в секрете, он создан по авторской технологии: известно лишь, что это смесь масляной краски с маслом пихты. Зоя Павловна говорит, что такие краски не осыпаются и не выгорают десятилетиями. Рассказывает, что вдохновение в части художественных приемов черпает в палехской миниатюре.

«Поймаю». Зоя Неркаги, 2024 г. Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»
«Поймаю». Зоя Неркаги, 2024 г. Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»

Искренность, юмор, пронзительная чистота и глубокое, проникновенное чувство любви к родной земле и ее традициям ощущается в произведениях автора с первого взгляда. Искусство Ямала богато поразительной тонкости писателями, художниками и музыкантами.

Экспедиция-пленэр и выставка «За полярным кругом» организованы АНО «Центр развития и поддержки этностойбища «Земля Надежды». В дальнейшем планируется продемонстрировать выставку в других городах Ямала – не пропустите!


Текст: Ингрид Сафронова

Журнал «Ямальский меридиан», № 3, 2025 г.


1

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, Искусство, Выставки, Культура