обновлено: 07:52, 29 августа 2024
Образование
Семьеведение в школе с 1 сентября 2024: в чем суть предмета и зачем он нужен
В школах России введут новый предмет о семье
С нового учебного года в российских школах появится новый предмет — семьеведение. Что это такое и как его будут преподавать — в материале «Красного Севера».
Время для чтения ~ 5 минут
Для чего нужно семьеведение
Новая дисциплина поможет школьникам сформировать позитивное и ответственное отношение к семье, семейным ценностям и семейному воспитанию, считают в департаменте образования ЯНАО.
«В частности, семьеведение заложит понимание, что брак — это большая ответственность. И чтобы не было разводов, люди до брака должны узнать друг друга и понять, что готовы взять ответственность друг за друга. Особенно это полезно будет подросткам из неполных семей и тем, кто воспитывается в неблагополучных семьях, видят постоянные ссоры и взаимные упреки родителей», — отметили в профильном ведомстве.
В будущем такие занятия помогут детям ориентироваться во взрослой жизни и строить здоровые отношения.
Чтобы новый предмет был интересным и полезным, необходимо разнообразить уроки психологическими играми и квестами, проводить дискуссии.
Что будут изучать на уроках семьеведения в 2024 году
Уроки хотят построить в форме доверительного разговора со школьниками — на них не будет контрольных работ и оценок.
В рамках занятий дети будут изучать общественную роль семьи, ведение домашнего хозяйства, обсуждать преодоление семейных кризисов и отношения поколений. В зависимости от темы со школьниками будут беседовать историки, психологи, классные руководители, а также приглашенные юристы или священники.
Занятия будут проходить раз в неделю. Они станут частью программы «Разговоры о важном» или другой внеклассной работы. Курс будет состоять из 34 часов.
Программа для 5–9 классов
Курс для 5–9 классов содержит в себе пять тематических блоков.
- Первый блок — «Человек, семья и общество». Школьники узнают, для чего создается семья и в чем ее важность для каждого.
- Второй блок — «Мои родственники, похожие и разные». Подросткам расскажут об истории семьи и о том, чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками.
- В третьем блоке — «О семейном уюте и не только» — планируется рассказать школьникам, как эффективно вести совместный быт.
- В четвертом блоке «Важней всего погода в доме» подросткам объяснят, какой должна быть семейная атмосфера и на чем держится семья.
- Пятый тематический блок курса — «Современная семья и ее право». В нем уделят внимание законам, влияющим на российские семьи.
Программа для 10–11-х классов сформулированы так:
- «Личностная готовность к созданию семьи».
- «Ценность семьи и семейные ценности».
- «Возрасты семьи».
- «Благополучие и здоровье семьи».
- «Поддержка семьи в российском обществе».
В программе — разнообразные форматы обучения: беседы, игры, обсуждение, дискуссии, анализ ситуаций. Однако строгих рамок нет: учитель сам волен выбирать, как он будет проводить занятие, в зависимости от темы и от особенностей конкретного класса.
Есть ли минусы у семьеведения: критика и мнения родителей
Мама четырнадцатилетнего сына Ирина Сафанюк вспомнила, что в 80-е годы, когда она училась в школе, им преподавали «Этику и психологию семейной жизни». Данный урок должен был подготовить детей к взрослой жизни. Однако эти занятия вели все подряд и пользы такой предмет не принес. В результате его убрали из учебной программы. Она убеждена, что семьеведение должны вести специально обученные педагоги или психологи.
Ирина Сафанюк считает, что с детьми не стоит замалчивать запретные темы, а наоборот необходимо их поднимать и обсуждать. Важно, чтобы занятие было построено в формате диалога, где дети могли бы высказывать свое мнение, дискутировать между собой.
По ее мнению, напугать подростка такая беседа не сможет, а подготовить к взрослой жизни — вполне. Важно выбрать правильный тон: не нагнетать, но и не заставлять скучать.