обновлено: 04:02, 29 января 2025
Общество
Фешен: профешен или состояние души? Как модному хобби живётся на Ямале
Ямальцев все чаще приглашают на подиум — в качестве моделей. В 2024 году два крупных мероприятия организовано в Салехарде, по одному в Ноябрьске и Лабытнанги. Зрителям демонстрируют одежду ямальского производства, ведь новые имена дизайнеров открыты в городах и маленьких поселках региона.
Время для чтения ~ 8 минут
– Модная индустрия на Ямале зарождается, — считает Юлия Ластавляк, организатор фешен-шоу. — Мы даем населению и дизайнерам то, что им хочется. Думаю, в дальнейшем сможем выйти на российский уровень, чтобы развиваться вместе со всей страной.
Ямальский опыт моделинга
Кажется, что дизайнерам из отдаленного региона легче прославиться, чем моделям. Развитию этой креативной индустрии помогают инвестиции. Центр «Мой бизнес» устроил масштабное обучение для 36 дизайнеров, десяти лучшим дали грант на пошив коллекции. Моделям же ничего не дается просто так, за профессиональные навыки приходится платить.
На Ямале модельных школ немного — на слуху организации в Салехарде, Новом Уренгое. В первую очередь там учат пластичности и артистизму.
В STAR STUDIO Марии Масленниковой кто-то ходит для раскрепощения и избавления от комплексов и зажимов.
– На занятиях мы даем свободное пространство для творчества. Есть девочки, которым за 40 лет, — красивые и интересные женщины, они решили заниматься моделингом профессионально, наработали для себя портфолио. Хобби переросло в конкретную хорошую работу, — говорит она.
Жестких стандартов красоты, по словам Масленниковой, на российском рынке нет. Модели нужны разные:
– Чтобы любой потенциальный потребитель увидел, что он может надеть на себя этот конкретный наряд. Конечная цель любого бренда и дизайнера — продать свою вещь.
Салехардская школа нацелена на российских дизайнеров, готова взять на себя роль агента, искать показы и съемки для своих учеников. Больше всего среди них детей. Атмосфера дружеская, нетоксичная, какой ее обычно показывают в кино. Наставники говорят, что исповедуют правильный педагогический подход – не сравнивают детей друг с другом.
Три совета начинающим моделям
Ничего не бояться пробовать.
Заниматься спортом.
Заниматься «головой» с психологом.
А вот кому моделинг нужнее: родителю или ребенку?
– Все зависит от региона, — считает Масленникова. — У нас хотят сами дети. Им это интересно, занятия проходят интерактивно. Мы ставим небольшие пьесы или устраиваем дефиле, где на одной площадке могут находиться 70 человек одновременно. Все проходит естественно, здорово и весело.
У Елены Спиридоновой из Салехарда моделингом занимаются две дочери. Говорит, что это был выбор девочек. Сначала пошла младшая, стала более раскрепощенной и коммуникабельной. Потом подтянулась старшая.
– Им очень нравятся показы, особенно выездные. Они чувствуют себя королевами этого мероприятия. Ездят дружной компанией, общаются, ходят на какие-то мероприятия, познают город, в который едут. Сейчас это – любимое хобби и отдушина. Но если перерастет в профессию, я не буду против. Поддерживаю любую позицию детей, — рассказала мама.
Сколько стоят занятия моделингом
- Абонемент в модельную школу: от 6 тысяч рублей.
- Создание портфолио: 5–7 тысяч рублей.
- Участие в фотосессиях: 3–5 тысяч рублей.
- Выездные показы: 30 тысяч рублей (примерно раз в три месяца) + проезд от 20 тысяч рублей.
Агент своего ребёнка
Когда амбициозные родители тащат ребенка на подиум насильно, ничего хорошего ждать не приходится. Международные и отечественные эксперты убеждены: невозможно сделать из ребенка модель, если он сам этим не горит.
– Детский моделинг – это очень маленькие деньги. Этим стоит заниматься, только если ребенок сам кайфует и маме нравится, — рассказала Авдотья Александрова, основательница агентства Lumpen, посетившая декабрьский показ ямальских модельеров в Салехарде. Ее модели ездят по всему миру, участвуют в мероприятиях Balenciaga, BMW, Comme des Garçons, Gucci, Kenzo, Lanvin, Off-White, Vetements, Yeezy.
Пока модель несовершеннолетняя, крутиться с ней между подиумами и фотосетами приходится самим родителям. Им нужно быть готовыми к тому, что на какое-то время они станут агентами своего ребенка.
– Дочка моих друзей начала сниматься примерно в три с половиной года и быстро покорила всевозможные детские бренды. Сейчас ей четыре года, очень популярна в Москве. Мама с ней везде и контролирует все, но деньги небольшие — ставка примерно в два раза снижена по сравнению со взрослыми, — рассказала Авдотья.
Так, может, всё-таки хобби?
Но и во взрослом возрасте высокие гонорары светят не всем. В Lumpen своим моделям не советуют расставаться с работой после первого успешного показа.
– Моделинг, в принципе, для всех поначалу хобби. Никогда нельзя рассчитывать, что ты 100 процентов станешь с этого зарабатывать, — предостерегает Авдотья.
С ростом популярности, конечно, модный мир будет забирать все больше времени. И нервов. Поэтому стрессоустойчивость пригодится, чтобы владеть эмоциями в любой ситуации.
– Были случаи, когда с нашими моделями не очень приятно обращались на площадке. Но с развитием соцсетей это стало легко предать огласке, поэтому проблема уходит на задний план, — отметила Авдотья.
Авдотья Александрова: «Я всегда пытаюсь, как агент, в таких историях разобраться. Может быть, что неправы были обе стороны. Бывают разные ситуации».
Кого ждут в модельных агентствах: мировые стандарты
Инструкция от Авдотьи Александровой, основательницы Lumpen
- Девушки: рост от 175 до 180 см, бедра — до 89 см, талия 60 см, грудь не очень большая – до 89 см примерно. У тех, кто попадает в пресловутые 90–60–90, выше шансы зарабатывать много.
- Парни: рост от 185 см до 192–195 максимум, некрупного телосложения.
- Лицо: требования очень разные, может сыграть какая-то индивидуальность — веснушки, большие уши, оригинальные глаза. В моде — разные национальности и смешение кровей.
Моделинг на Ямале — самобытен, это про отсутствие рамок, модель — не объект, а друг дизайнера. Во главе всего личность и человеческие отношения. Каждый найдет свое место — это то, что характерно для этой, на первый взгляд, токсичной индустрии. Если же рассматривать это явление глобальнее, то некоторые мифы об индустрии оказались вовсе не мифами, но все движется к упразднению старых порядков. Пусть и не на быстрой скорости.
Текст: Карина Безносова
Журнал «Ямальский меридиан», № 1, 2025 г.