Общество
Когда стена вместо холста. Ямальские муралы
Ямальские города и поселки превращаются в картинную галерею под открытым небом. С каждым годом здесь все больше расписанных зданий. Что несут муралы ямальцам и всегда ли они должны иметь художественную ценность?
Время для чтения ~ 4 минуты
На Ямале украшать дома масштабными картинами начали более десяти лет назад. В Салехарде первые муралы появились в 2012 году в рамках фестиваля «Культурная оборона». С тех пор в округе побывали многие художники-муралисты, в том числе Павел Плетнёв из Санкт-Петербурга. Его «Ледокол» стал визитной карточкой окружной столицы.
На фоне северного монотонного пейзажа красочные картины радуют глаз, поднимают настроение, согревают эмоционально. Помимо этого, работы привлекают и туристов.
Мурал — крупное настенное изображение. Обычно оно посвящено событию или месту. Так, Ямал ассоциируется с тундровиками, белыми медведями и оленями. Именно их чаще всего изображают.
– Это здорово, когда среди темной полярной ночи появляется разноцветное «пятно». Яркие цвета на северных широтах полезны для психологического состояния человека, — отмечает искусствовед Ингрид Сафронова. — Другое дело, что с точки зрения художественного исполнения мурал может быть как хорошим, так и не очень.
При создании, помимо самого образа, нужно учитывать и многое другое: как правильно скомпоновать изображение, качество краски и особенность поверхности, на которую она будет наноситься. Если соблюдать все условия, то уличная картина прослужит долго.
Работу «Девочка-неночка» в Тарко-Сале признали лучшей на конкурсе арктических городов России «Мурал-арт-2022». Портрет юной жительницы Вынгапуровской тундры написал Михаил Измоденов из Екатеринбурга.
По мнению искусствоведа, помимо улучшения настроения, муралы должны еще и воспитывать хороший вкус. В качестве примера она приводит изображение с эффектом трехмерности на стене дома на улице Губкина в Салехарде.
– Огромный скелет мамонта, на которого смотрит маленький мальчик. Ощущение, будто ты в музее. В этом мурале есть глубина и объем. Он очень изящно исполнен, — говорит Ингрид. — Очень хотелось бы, чтобы эскизы к настенным работам делали хорошие, большие художники. Тогда это будут действительно интересные объекты притяжения.
От граффити мурал отличается не только большими размерами, но и художественной и эстетической ценностью. На Ямале создание муралов поддерживается местными властями.
К осени более двадцати новых муралов «поселились» в Салехарде, Лабытнанги, Новом Уренгое, Ноябрьске, Муравленко, Губкинском, Надыме и Тарко-Сале. Они были созданы в рамках фестиваля уличного дизайна YAM(ural)AL.
Художественные полотна «прописались» на торцах домов, трансформаторных подстанциях и гаражах. Основные мотивы: арктические пейзажи и животные, портреты выдающихся ямальцев и картины, посвященные северянам, участвующим в специальной военной операции.
Текст: Ефим Хороля
Журнал «Ямальский меридиан», № 11, 2024 г.