Общество
Ломать или оставить: плюсы и минусы ЕГЭ глазами опытного ямальского педагога
Ямальский педагог рассказала о плюсах и минусах ЕГЭ
Дискуссии об отмене ЕГЭ ведутся давно. Противники этой формы государственного экзамена в школах приводят множество аргументов и призывают вернуться к традиционной аттестации учеников. «Красный Север» разбирался, в чем плюсы и минусы ЕГЭ.
Время для чтения ~ 7 минут
ЕГЭ — экзамен равных возможностей
В начале июня 2024 года группа депутатов из трех фракций внесла в Госдуму РФ законопроект об отказе от ЕГЭ и возврате к прежнему, традиционному формату экзаменов. Среди аргументов они называют увеличение количества суицидов среди подростков, значительные расходы государства на проведение ЕГЭ, ухудшение качества образования.
Своим мнением по этому актуальному вопросу с «Красным Севером» поделилась учитель биологии, географии и экологии, заместитель директора школы №3 Салехарда, председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по биологии Ирина Георгиевна Чернецкая. Педагог высшей категории с 24-летним стажем не только готовит школьников к экзаменам, но и оценивает их выпускные работы. По ее словам, сколько лет существует формат ЕГЭ, столько же его и критикуют. На самом деле у него немало преимуществ, если сравнивать с традиционными экзаменами.
На ЕГЭ исключен субъективный фактор, нет предвзятого отношения со стороны учителя. Когда эксперты проверяют работы, они не знают не только фамилию выпускника, но даже населенный пункт, где он писал. Причем между субъектами России организован частичный обмен экзаменационными бланками, то есть работы некоторых ямальских выпускников оценивают эксперты из других регионов.
Ирина Чернецкая
заместитель директора МБОУ СОШ №3 Салехарда
Плюс ЕГЭ и в том, что он дает выпускникам школ, независимо от их места жительства, равные возможности для поступления в высшие учебные заведения. Поскольку учитываются его результаты, то не нужно сдавать вступительные экзамены в вузы, за исключением отдельных специальностей, на которые установлены дополнительные испытания.
Когда я поступала в университет, мне пришлось ехать в другой город, снимать жилье, стоять в очереди, чтобы подать документы. Только закончились школьные экзамены, и снова пришлось сдавать вступительные. А сейчас абитуриент может онлайн подать документы с результатами ЕГЭ, причем в несколько вузов, на несколько специальностей.
Ирина Чернецкая
заместитель директора МБОУ СОШ №3 Салехарда
«Галочки в клеточках» или проверка знаний на ЕГЭ
Подготовка и сдача ЕГЭ — очень сложный период для выпускников школ. Им необходимо не только выучить огромный объем материала, но показать знания на экзамене. Стресс испытывают все: дети, родители, педагоги. Но и традиционные экзамены, которые были до ЕГЭ, точно так же сопровождались волнением из-за большой ответственности. В этом смысле любые выпускные испытания особо не отличаются.
С тем, что ЕГЭ — это натаскивание на заполнение нужных галочек в клеточках, Ирина Чернецкая не согласна.
ЕГЭ сейчас проверяет очень глубокие знания у учеников. Если ты выбрал предмет и хочешь поступать в вуз, то должен иметь уровень по нему выше среднестатистического. Получить максимальный балл, конечно, непросто. Этого добиваются целеустремленные дети, победители и призеры олимпиад, обладатели образовательных сертификатов и премий, которыми награждают на Ямале талантливых старшеклассников.
Ирина Чернецкая
заместитель директора МБОУ СОШ №3 Салехарда
В Салехарде в этом году много выпускников, набравших более 90 баллов на ЕГЭ, но стобалльник только один. Высший балл на экзамене по физике получил ученик школы № 3 Артем Петров. По словам Ирины Чернецкой, все школьные годы он демонстрировал блестящие результаты в учебе. Артем был победителем и призером олимпиад и конкурсов по разным предметам, а благодаря образовательным сертификатам получил возможность заниматься с лучшими преподавателями страны.
Что нужно совершенствовать в ЕГЭ
ЕГЭ — это форма аттестации, ее отмена потребует адекватной альтернативы, которую пока никто не предложил. Его противники, как правило, активизируются после скандалов, связанных с проведением экзамена. Так, в этом году выпускницы одной из школ Воронежа заявили, что им пришлось показывать нижнее белье из-за срабатывания металлоискателя. Безусловно, ситуации, которые унижают детей и усугубляют стрессовое состояние, недопустимы. Но в подобных случаях дело не в самом ЕГЭ, а в порядке его проведения и перегибах на местах.
По словам Ирины Чернецкой, много претензий у учеников и педагогов связаны с содержанием заданий. И хотя их совершенствуют ежегодно, а в сентябре представляют демоверсии, все предусмотреть при подготовке невозможно.
Хочется, чтобы были более прозрачными критерии, по которым будут оценивать работы эксперты. Сейчас их не понимают не только школьники, но и учителя, которые не участвуют в проверке. Кроме того, варианты ЕГЭ по предмету не все равнозначные, хоть один, но будет более сложным. Поэтому фактор везения в ЕГЭ тоже присутствует. Могут включить неожиданные задания, которых не было в демоверсии, чтобы протестировать уровень их решаемости. Справедливости ради отмечу, что они не из разряда невыполнимых, в школьной программе есть.
Ирина Чернецкая
заместитель директора МБОУ СОШ №3 Салехарда
В этом году у выпускников впервые появилась возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов. По словам Ирины Чернецкой, нововведение хорошее для тех, кто хочет улучшить результат, если считает, что в первый раз переволновался или попался сложный вариант. Желающих пересдать экзамен немного, но они есть. Важно, что у выпускников появился дополнительный шанс, а использовать его или нет, они решают сами.