Мангазея – город, который простоял лишь 71 год | «Красный Север»
0°C

обновлено: 07:07, 07 июля 2023

Общество

Как выкипела до дна златокипящая Мангазея – первый сибирский город за полярным кругом

Археологи раскопали здесь самогонный аппарат, шулерские игральные кости и долговую расписку. Судя по находкам, да и по дошедшим до нас летописям, Мангазея жила весело и богато. Главный ресурс края, пушнину, можно сравнить по значению с современной нефтью. Почему же первое в русском царстве поселение за полярным кругом просуществовало всего 71 год?

Время для чтения ~ 28 минут


Поселение основали на территории нынешнего Красноселькупского района Ямала в 1601 году. О богатстве Мангазеи ходили легенды.

Город Мангазея: острог в Заполярье и сбор «мягкой рухляди»

Молва о богатом пушниной северном крае давно гуляла по русскому царству. О том, что приезжие купцы выменивают там у местного населения с большой для себя выгодой ценного соболя, знали еще последние Рюриковичи. Но посылать на эту отдаленную и труднодоступную территорию своих наместников не решались.

В 1601 году по воле царя Бориса Годунова на место будущей Мангазеи из Тобольска отправился воевода с отрядом, чтобы построить острог — опорный пункт власти в сибирском Заполярье. Для пополнения казны государства ему было поручено наладить сбор ясака пушниной или, как ее тогда называли — «мягкой рухлядью».

Первый русский город сибирского Заполярья основали в лесотундровой зоне на правом берегу реки Таз в месте впадения в нее реки Осетровки (Мангазейки). Свое название он получил по имени проживающего там энецкого рода Монгкаси.

Карта Мангазеи на выставке в Салехарде. Фото: Надежда Хабаза/«КРАСНЫЙ СЕВЕР»
Карта Мангазеи на выставке в Салехарде. Фото: Надежда Хабаза/«КРАСНЫЙ СЕВЕР»

В период короткой северной навигации в порт приплывали с товарами суда, и городище запасалось на год вперед. Часть продовольствия завозили по суше. Жители Мангазеи ловили рыбу, которая входила в рацион круглый год, охотились, собирали дикоросы.

Есть свидетельства, что они держали свиней, кур и даже коров, закупали у коренных кочевых народов оленину. Все остальное необходимое для пропитания завозили, в том числе муку для выпечки хлеба. При этом рацион северян был довольно разнообразным. Археологи находили при раскопках зерна разных злаков, скорлупу орехов, косточки вишни. Торговцы обеспечивали мангазейцев медом, сухофруктами, специями. Проблемы были разве что с доставкой овощей.

Значительную роль в жизнеобеспечении Мангазеи играли не только привозные продукты, но и предметы быта. В городище были и свои ремесленники, которые делали посуду, разные изделия из дерева, металла и кости, вязали, шили одежду и обувь, занимались их починкой. Но инструменты и сырье для их производства (кожа, ткани, нитки и прочее) в основном тоже приходилось завозить.

Сколько было в Мангазее постоянных жителей, сказать сложно. С прибывающими в период навигации торговцами, а осенью — промысловиками, население увеличивалось в несколько раз и в годы расцвета могло превышать тысячу человек.

Графическая реконструкция Мангазеи. Фото предоставлено МВК имени И.С. Шемановского
Графическая реконструкция Мангазеи. Фото предоставлено МВК имени И.С. Шемановского

На месте поморской перевалочной базы поселенцы построили хорошо укрепленное городище с кремлем, крепостными стенами, пятью сторожевыми башнями, тюрьмой, гостиным двором, таможенным зданием, церквями и часовней. Кроме того, на территории находились торговые лавки, жилые дома, бани и хозяйственные постройки, ремесленные мастерские.

Застройка была довольно плотная, так как в отличие от поселений в более теплом климате, в Мангазее не было огородов. В городище часто случались пожары, в том числе было несколько массовых, когда оно выгорало практически полностью.

Мангазейский морской ход и борьба с «заповедными» товарами

Река Таз была частью так называемого Мангазейского морского хода. По нему до места будущего городища с XVI века ходили поморы. Морская часть доходила до ямальской реки Монгочеяха, оттуда по системе озер в центральной части полуострова Ямал перебирались в Сеяху, которая впадала в Обскую губу. Из Обской губы открывался прямой путь к реке Таз и к Мангазее. В свою очередь, с Таза по небольшим рекам лежал путь до Енисея с волоком (когда суда перетаскивают по суше до следующего водоема).

Вытаскивание судна на берег при переходе волоком. Гравюра из книги «История северных народов» Олафа Магнуса. XVI в.
Вытаскивание судна на берег при переходе волоком. Гравюра из книги «История северных народов» Олафа Магнуса. XVI в.

В 1619 году плавать по Мангазейскому морскому ходу царская власть запретила. Во-первых, боялись завоза контрабанды (алкоголя, огнестрельного оружия), так как застав на этом пути для досмотра судов не было.

Кроме того, мангазейские воеводы сообщали о попытках проникновения на свою территорию не только русских купцов с «заповедными», то есть запрещенными товарами. Ехали и иноземцы, в первую очередь, англичане, искавшие различные возможности попасть через русские северные земли в Китай и другие страны. В это же время значительно ухудшилась ледовая обстановка в Карском море. Были годы, когда лед не сходил вообще, поэтому доплыть до Ямала было невозможно или очень опасно. Вполне возможно, что запрет на использование морского хода и переориентация торговых путей стали одной из причин постепенного угасания значимости Мангазеи.

Город Мангазея: от «златокипящей» — до убыточной

В заполярную Мангазею промысловики прибывали в основном из северных поморских городов. Зимой они добывали зверя, уходя на восток от городища, меняли товары на пушнину у местного населения. Особую ценность имели шкурки соболя, кроме них охотились на песцов, белок, лис. Собранную для царской казны «мягкую рухлядь» отправляли из Мангазеи раз в год.

Своего расцвета городище достигло в 20-е годы XVII века. О его доходах от торговли и промыслов ходили легенды. За невероятное богатство Мангазею прозвали «златокипящей». Сохранились свидетельства, что в 1630 году из нее вывезли 47240 соболей, стоимость которых составила более 94000 рублей. Эта сумма более чем втрое превысила затраты казны на снабжение города в течение года. Кроме того, в доход государства из Мангазеи поступали немалые таможенные сборы. О значимости этой суммы свидетельствуют цены тех лет: лошадь стоила от 1 до 3 рублей, корова — от 50 до 70 копеек, годовое денежное жалование стрельца составляло около 5 рублей.

Макет поселения Мангазея. Из экспозиции Тазовского районного краеведческого музея
Макет поселения Мангазея. Из экспозиции Тазовского районного краеведческого музея

Но период процветания Мангазеи оказался недолгим. Уже к 40-м годам XVII века соболя между Тазом и Енисеем истребили настолько, что охотники за ним уходили все дальше на восток. Сокращались поступающие в царскую казну объемы «мягкого золота», начали покидать городище промысловики и купцы. Ситуацию усугубил голод в 1642 году, когда до Мангазеи не дошли хлебные караваны, очередной напастью стал крупнейший пожар, уничтоживший почти все постройки.

Некогда богатейшее поселение на протяжении нескольких десятилетий постепенно теряло свою значимость, угасало и превращалось в убыточное. В итоге содержать в нем гарнизон стало нерентабельно и по указанию царя Алексея Михайловича Романова в 1672 году его перевели в Туруханск (Красноярский край).

Таким образом, Мангазея просуществовала всего 71 год. За этот краткий по историческим меркам срок она сыграла важнейшую роль как опорный пункт царской власти в Заполярье, стала крупнейшим для того времени центром торговли и плацдармом для освоения новых земель.

Мангазея середины 17 в. Фото из экспозиции МВК имени И.С. Шемановского
Мангазея середины 17 в. Фото из экспозиции МВК имени И.С. Шемановского

Археологические раскопки в Мангазее в прошлом веке

С XVII века на месте Мангазеи не было образовано новых поселений. Это обстоятельство и вечная мерзлота обеспечили уникальную сохранность культурного слоя.

В 1914 году местоположение бывшего городища засвидетельствовал омский краевед Иннокентий Шухов. А первое исследование Мангазеи провели в 1946 году Валерий Чернецов и Ванда Мошинская. Археологи немного успели сделать, так как добрались до места, когда сезон раскопок завершался. Они забили несколько шурфов для проверки наличия культурного слоя, составили полевую карту и собрали находящиеся на поверхности предметы.

Систематические археологические исследования городища начались с 1968 года. Несколько сезонов отработала на Мангазее экспедиция под руководством Михаила Белова из Ленинграда. Найденные во время этих раскопок предметы долгое время хранились в музее Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Сейчас эта коллекция мангазейских артефактов находится в Государственном историческом музее в Москве. Их можно увидеть на выставке, посвященной освоению Сибири.

Современные раскопки на Мангазейском городище и задел на 300 лет вперед

С 2000 по 2014 годы, за исключением 2010 года, на Мангазейском городище проводили раскопки сотрудники НПО «Северная археология-1» под руководством Георгия Визгалова и Сергея Пархимовича. В сумме они отработали 14 полевых сезонов.

Много интересного о мангазейских раскопках рассказала историк, археолог Светлана Пархимович, которая участвовала в экспедициях с 2004 года. По ее словам, работы вели в районе посада, за крепостной стеной, где жили простые люди. Благодаря вечной мерзлоте, в нижних слоях почвы, которые ближе к основанию города, артефакты находили в очень хорошем состоянии. На поверхности сохранность была намного хуже, особенно у деревянных предметов.

Раскопки в 2009 году. Фото предоставлено Светланой Пархимович из архива НПО «Северная археология-1»
Раскопки в 2009 году. Фото предоставлено Светланой Пархимович из архива НПО «Северная археология-1»

Экспедиции работали примерно с 10 августа и до середины сентября. В состав входило около 18 человек. За один сезон от края раскопа до материка мы не могли добраться, потому что почва была подмороженная. Чтобы она постепенно оттаивала, выкапывали верхнюю часть, консервировали и продолжали работать на этом месте в следующих сезонах. А рядом параллельно закладывали новые участки раскопа. Так, двигаясь последовательно, за эти годы вплотную исследовали территорию 1242 квадратных метра. Мы посчитали, что если и дальше вести раскопки на городище так же тщательно, без пропусков, то потребуется еще 300 лет.

Светлана Пархимович


археолог

Археологи обнаружили в Мангазее несколько так называемых строительных ярусов, которые последовательно образовывались из-за пожаров и возведения на их месте новых домов. Выглядит это примерно как слоеный пирог на срезе. Двигаясь от одного уровня к другому, специалистам удалось воссоздать картину расположения построек на каждом из них.

Игорная деятельность и древние шулера в городе Мангазея

По словам Светланы Пархимович, в Мангазее было обнаружено много шахматных фигур, как костяных, так и деревянных. Церковь в то время эту игру не приветствовала, но в Мангазее были заведения с «лицензией» на игорную деятельность. И она приносила городищу до 8% дохода. В ходе раскопок археологам попадались также фишки и кубики для игры в зернь и нарды.

Одна из находок доказывает, что мошенники были и в те давние времена. Один кубик из мамонтовой кости я достала из земли и осторожно вычищала грязь из дырочек. Вдруг деревянная зубочистка глубоко провалилась, и из отверстия выкатился ртутный шарик. Оказывается, он был запечатан воском. Ртуть утяжеляла кубик с одной стороны и при бросании он выпадал так, как нужно было его владельцу.

Светлана Пархимович


археолог

Кубики игральные из Мангазеи. Фото предоставлено Светланой Пархимович из архива НПО «Северная археология-1»
Кубики игральные из Мангазеи. Фото предоставлено Светланой Пархимович из архива НПО «Северная археология-1»

В числе артефактов, а всего было найдено 34217 единиц, Светлану Пархимович удивила обувь на совсем маленького ребенка. Судя по ее размеру, он только учился ходить. Это были кожаные сапожки с каблучками. Еще из необычных находок были два помазка, хотя до указа Петра I мужчины на Руси обычно не брились. Возможно, они принадлежали иностранцам, жившим или побывавшим в Мангазее.

Помазок с колпачком, найденный в 2007 году. Фото предоставлено Светланой Пархимович из архива НПО «Северная археология-1»
Помазок с колпачком, найденный в 2007 году. Фото предоставлено Светланой Пархимович из архива НПО «Северная археология-1»

Сохранение артефактов и северное сияние над Мангазеей

Светлана Пархимович поделилась профессиональным секретом, она рассказала, как консервируют находки при раскопках, чтобы сохранить их при транспортировке. Если есть риск повредить предмет, то его достают вместе с куском земли, оборачивают пленкой и фиксируют гипсом. Затем в лабораторных условиях его можно просветить рентгеном, чтобы определить ценность и понять, как дальше с ним работать.

Находки из древесины плохой сохранности пропитывают последовательно несколькими растворами спирта, клея ПВА и полиэтиленгликолем. Это необходимо для того, чтобы даже трухлявые предметы не рассыпались и сохранили после извлечения из земли свою форму и размеры. Кожаные вещи после очищения от грязи также пропитывают специальным раствором для предотвращения пересыхания и сохранения мягкости.

В ходе работ археологи получают довольно полную картину о людях, живших несколько веков назад, и даже могут представить себя на их месте.

Во время экспедиции в 2005 году стояла очень холодная погода. В ночь с 31 августа на 1 сентября мы увидели необыкновенное для этого времени года северное сияние. В течение двух часов небо переливалось разными цветами — от розово-фиолетового в центре до нескольких оттенков зеленого вокруг. Это было потрясающее зрелище даже для нас, знающих природу этого явления. Но и в XVII веке люди видели то же самое небо и северное сияние. Очень интересно было ощутить себя на их месте, предположить, как они это воспринимали и о чем думали в такие моменты.

Светлана Пархимович


археолог

Самогонный аппарат, долговая расписка и другие уникальные артефакты из Мангазеи

В окружном музейно-выставочном комплексе (МВК) имени И.С. Шемановского в Салехарде экспонатов, найденных в 60 — 70-х годах в Мангазее экспедицией Михаила Белова, хранится немного. Участвовавшая в тех раскопках в качестве представителя салехардского музея В.А. Ковалевская привезла оттуда пару десятков вещей.

Систематическое накопление материалов и экспонатов из древнего городища началось с 2001 года, после проведения экспедиций НПО «Северная археология-1». Как рассказал научный сотрудник МВК имени Шемановского Никита Перцев, сейчас в фондах главного музея Ямала находится более 30 тысяч предметов из Мангазеи, включая их осколки и мелкие фрагменты. Коллекция уникальна тем, что содержит очень большой процент вещей целых или археологически целых — когда по фрагменту можно полностью воссоздать предмет и понять его предназначение.

Долговая расписка из Мангазеи. Фото предоставлено МВК имени И.С. Шемановского
Долговая расписка из Мангазеи. Фото предоставлено МВК имени И.С. Шемановского

Огромное количество интересных экспонатов, начиная с одежды и обуви — до предметов быта и досуга жителей городища. Один из уникальных предметов, найденных в Мангазее, — долговая расписка. Очень интересная, потому что это целый документ. В нем указано, что один человек берет к долг у другого, причем подробно — какую сумму и на каких условиях. Это очень редкий экспонат, как правило, такие документы не доходят до наших дней. А уникальность мангазейского еще и в том, что запись сделана не на бумаге, а на деревянной дощечке.

Никита Перцев


научный сотрудник МВК имени Шемановского

Еще один удивительный экспонат — самогонный аппарат XVII века, сделанный из листовой меди. Учитывая его небольшой размер и соответствующий объем сырья на выходе, ученые окружного музея сделали интересное предположение. Возможно, аппарат использовали не только для получения алкоголя, но и для изготовления различных дистиллятов и лекарственных препаратов.

Найденный в Мангазее самогонный аппарат. Фото предоставлено МВК имени И.С. Шемановского
Найденный в Мангазее самогонный аппарат. Фото предоставлено МВК имени И.С. Шемановского

Особого смысла варить самогон в Мангазее не было, так как винную продукцию в поселение завозили. Кроме того, такой род занятий был еще и наказуем. Поэтому предполагаем, что в первую очередь дистиллят использовали для изготовления снадобий. Кстати, водку тогда продавали в аптеках, она считалась лекарственным средством, а то, что употребляли в качестве алкоголя, называли вином.

Никита Перцев


научный сотрудник МВК имени Шемановского

Аутентичный процесс изготовления мангазейских пряничных «рыбок»

Среди многочисленных предметов кухонной утвари в Мангазее найдена форма для изготовления печатных пряников в виде рыбы. Она деревянная и отлично сохранилась. Сотрудники МВК имени Шемановского получили грант на воссоздание аутентичного процесса изготовления пряничных «рыбок».

Мангазейская пряничная форма. Фото предоставлено МВК имени И.С. Шемановского
Мангазейская пряничная форма. Фото предоставлено МВК имени И.С. Шемановского

Есть сведения, что в Мангазею в большом количестве завозили фундук, и вполне возможно, что его добавляли в пряничное тесто. Кроме того, поселение находилось в лесотундре, где вместе с соснами и березами росли кедры. Их орехи наверняка тоже добавляли в кулинарные блюда. Ну а в качестве пряничной начинки мангазейские хозяйки могли использовать местные северные ягоды и зимние заготовки из них.

В главном музее Ямала огромное количество экспонатов из Мангазеи. Они позволяют достоверно установить, как одевались местные жители. Много найдено обуви - домашней и уличной, различных предметов гардероба, в том числе шапок. Часть вещей изначально нами были атрибутированы как фрагменты каких-то неизвестных изделий. Но в процессе работы становилось понятно, что это именно, и как использовалось жителями Мангазеи.

Никита Перцев


научный сотрудник МВК имени Шемановского

Кожаная обувь жителей Мангазеи. Фото предоставлено МВК имени И.С. Шемановского
Кожаная обувь жителей Мангазеи. Фото предоставлено МВК имени И.С. Шемановского

Кроме того, экспонаты позволили составить представление о повседневном досуге жителей древнего поселения. В главном музее округа сформирована солидная коллекция настольных азартных игр, среди которых есть шахматы, зернь и нарды.

МВК имени Шемановского проводит в разных городах Ямала и других регионов передвижные выставки, посвященные истории Мангазеи. Сейчас основная экспозиция, которая включает около 650 интересных артефактов, находится в музее Оренбурга. Следующим на очереди в 2023 году станет Новосибирск. Экспозиция сформирована из предметов, которые рассказывают о разных аспектах жизни мангазейцев — охоте и рыбалке, ремесленничестве, торговле и досуге. По популярности эта выставка главного музея ЯНАО уступает, пожалуй, только знаменитому мамонтенку Любе, отметил Никита Перцев.

Строительный магический приклад, инструменты и обувь мангазейцев

Городище Мангазея — археологический памятник федерального значения, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия в 1960 году. Оно находится в 160 километрах вниз по течению реки Таз от райцентра Красноселькупского района ЯНАО — села Красноселькуп.

Одной из главных местных достопримечательностей в Красноселькупском районном краеведческом музее посвящен зал «Русский заполярный город Мангазея». Как рассказала главный хранитель музейных предметов Ирина Бойко, на выставке представлены найденные археологами фрагментированные артефакты из бересты, дерева, железа, керамики, стекла, кожи, шерсти, ткани, рассказывающие современникам о жизни процветающего в XVII веке городища.

Фрагмент вязаного чулка. Фото предоставлено Красноселькупским районным краеведческим музеем
Фрагмент вязаного чулка. Фото предоставлено Красноселькупским районным краеведческим музеем

Население Мангазеи занималось в основном добычей пушнины, строительством, рыбной ловлей, различными ремеслами: от изготовления деревянной утвари, обуви, посуды — до украшений и орудий промыслов. Об этом свидетельствуют найденные археологами предметы быта: деревянная, берестяная и керамическая посуда, детали лыж, из предметов рыболовства — крючки, поплавки, грузила для сетей. Среди инструментов можно отметить ножницы, топоры, шилья, иглы для плетения и вязания сетей, ножи с резными рукоятями. Есть в экспозиции и орудия охоты — наконечники стрел из железа и деревянные сторожки.

Ирина Бойко


главный хранитель музейных предметов Красноселькупского районного краеведческого музея

Рыболовный крючок из Мангазеи. Фото предоставлено Красноселькупским районным краеведческим музеем
Рыболовный крючок из Мангазеи. Фото предоставлено Красноселькупским районным краеведческим музеем

По словам Ирины Бойко, при раскопках Мангазеи нашли значительное количество досок от парусных кочей. Когда суда приходили в негодность, их разбирали и использовали как материал для построек и других нужд городища. Кстати, в музее Красноселькупа хранится строительный магический приклад-пегас — фигурка крылатого коня, вырезанная из дерева. В качестве оберега мангазейцы клали ее в основание строящегося дома для защиты от разных напастей.

Строительный магический приклад. Фото предоставлено Красноселькупским районным краеведческим музеем
Строительный магический приклад. Фото предоставлено Красноселькупским районным краеведческим музеем

В музее Красноселькупа есть мангазейские ключи от навесных замков и кованые ручки от сундуков. К числу интересных находок можно отнести женские бусы (одекуй) из стекла, нательные кресты из металла и костяные гребни. В музее хранится и много фрагментов стеклянной посуды разнообразных форм и размеров, с нанесенными рисунками и цветными полосками. В Мангазею их завозили не только из других районов страны, но и из-за границы. В числе кухонной утвари — деревянные ножи для чистки рыбы, ложки из капа, ковши и множество других предметов.

В экспозиции музея представлены фрагменты кожаной обуви — поршни, башмаки, сапоги из толстой дубленой кожи на детей и взрослых. Благодаря вечной мерзлоте, артефакты сохранились очень хорошо. Из привозной, качественной выделки кожи крупного рогатого скота обувь делали местные ремесленники. Об этом можно судить по найденным инструментам сапожников: шильям, деревянным колодкам, лекалам и другим приспособлениям для ее изготовления и ремонта.

Ирина Бойко


главный хранитель музейных предметов Красноселькупского районного краеведческого музея

Первый святой Сибири погиб в Мангазее

С историей Мангазеи неразрывно связано имя святого мученика Василия. Юноша находился в услужении у ярославского купца, который взял его с собой на северную землю, прельстившись слухами о ее несметных богатствах.

По дошедшим до нас сведениям известно, что 19-летний Василий был кротким и набожным, трудился усердно и честно. Но когда обокрали лавку хозяина, в преступлении обвинили его. Юноша отрицал свою причастность, но это не спасло его от гибели за чужой грех. По одной из версий, описанной на православных ресурсах, Василия вынуждали сознаться в воровстве, истязая и пытая. Последний удар, ставший смертельным, нанес его хозяин тяжелыми амбарными ключами. Эта злополучная связка изображена на некоторых иконах святого. Закопали юношу в наскоро сколоченном гробу прямо на дороге, ведущей к избе, где его убили. Сверху уложили доски, чтобы ничего не напоминало о могиле.

Другая версия, о которой рассказал научный сотрудник МВК имени Шемановского Никита Перцев, свидетельствует, что после подозрения в краже Василия бросили в подвал дома для дознания. Но в это время случился пожар, который и стал причиной его гибели. Гроб с телом невинно убиенного утопили в болоте. Случилось это весной 1602 года.

Через четыре десятилетия гроб Василия с нетленным телом всплыл из болота, а по другой версии — поднялся на поверхность земли. Этот факт был признан чудом, и в Мангазее в честь Василия построили часовню. Верующие у его мощей просили помощи в житейских делах и исцеления от болезней.

Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец. Фото с сайта Екатеринбургской Епархии
Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец. Фото с сайта Екатеринбургской Епархии

Канонизацией Василия Мангазейского начал заниматься строитель Туруханского монастыря Тихон. Однако широкое распространение культа первого святого Сибири выпало на времена правления Петра I и было связано с именем тобольского митрополита Филофея (Лещинского). Тем не менее, к лику святых Василий Мангазейский был официально причислен только на рубеже XIX и XX веков.

Не менее тернистым был и путь его обретенных мощей. Останки святого перенесли в Туруханский монастырь за два года до того, как Мангазею покинули последние жители. Там они и оставались в течение нескольких веков, будучи дважды захороненными и вновь чудесно являвшимися верующим. В последний раз мощи Василия Мангазейского были обретены в конце XX века. Сейчас православная реликвия находится там же, в Свято-Троицком Туруханском мужском монастыре в Красноярском крае.

В селе Красноселькуп в 2004 году был построен православный храм в честь мученика Василия Мангазейского.

Новые тайны Мангазеи

Благодаря историкам и археологам, мы уже многое знаем о короткой жизни Мангазеи. Уникальные артефакты и сохранившиеся в архивах документы позволяют составить представление о быте и культуре жителей древнего городища. Тем не менее раскопки охватили небольшую часть его территории. Неизвестно, сколько еще тайн может хранить в себе вечная мерзлота. Раскрыть их когда-нибудь помогут новые экспедиции археологов.


12

0

0

1

0

0



обновлено: 07:07, 07 июля 2023

Темы

История Ямала, На краю земли