Общество
Губкинские мусорные композиции: пойдём на свалку за шедеврами!
Шутка, конечно. Настоящие произведения искусства рождаются в художественных мастерских. А вот материал для них порою ищут среди мусора. Именно так поступает акварелист Андрей Сахненко из Губкинского.
Время для чтения ~ 8 минут
Акварельная воздушно-нежная краска удивительно передаёт всю красоту, хрупкость нашего мира и тонкую мечтательность самого мастера. Ну никак она не сочетается с грубостью материи. Хотя по профессии Андрей — материалист из материалистов.
– Я с пятого класса готовился к поступлению в Уральское училище прикладного искусства. Получил диплом техника художественного конструирования промышленных изделий бытового назначения из металлов и пластмасс, — рассказывает Андрей Алексеевич.
После окончания учёбы Сахненко некоторое время работал в Казахстане, а потом уехал в молодой северный городок Губкинский. Там и встретились две судьбы: художник строил город, а город выстраивал его. Вместе и выросли.
Так получилось, что в Андрее Сахненко живут два художника — один с утра до вечера трудится в городских художественных мастерских, создавая неповторимый колорит самого молодого ямальского города, второй появляется после работы.
– С вечера я перехожу в другое состояние, — говорит мастер. — Ухожу в творчество. В основном занимаюсь акварелью и считаю себя пропагандистом этого художественного течения на Ямале.
Выйти за багетные рамки
Но у любого художника в конце концов возникает желание совершить творческий побег, выйти за багетные рамки собственных картин. Да и первая профессия даёт о себе знать. И однажды созрело решение — показать себя как мастера декоративно-прикладного искусства. А тут ещё в городской музей освоения Севера обратился «Сибур» с предложением организовать творческую акцию «Искусство из мусора».
– Я к этому уже был готов, — признаётся Андрей Алексеевич. — У меня в мыслях была такая выставка. И закрутилось-завертелось. Лето вместо отдыха я провёл в кузне.
Мусор — понятие относительное. Древесные опилки — мусор или стройматериал? Цветные стекляшки — битое стекло или мозаика? На создание «мусорных» шедевров пошли деревянные обрезки, стекло, пластик, болты и гайки, старые микросхемы. А железо для некоторых скульптур, например, взято самое художественное — подобрано в каслинских мастерских!
К подготовке выставки подключилась вся семья.
– Моя супруга Марина получила образование по специальности «художественная обработка металлов». Сын Данил и сноха Наталья — скульпторы. Наиболее профессиональные композиции на выставке — их работа. Младшая внучка Ева пока только пластилином балуется, а старшая Дана уже в десять лет увлеклась бижутерией — сама отливает декоративную смолу. Можно сказать, у нас семейная художественная мастерская по всем направлениям прикладного искусства, — улыбается Андрей Алексеевич.
Потому взялись за дело споро. Художник вспомнил о своей дипломной работе «Нижнетагильский экскурсионный трамвай» — ведь уже приходилось иметь дело с железом! А сын, серьёзно занимающийся художественной сваркой и полигональными скульптурами, подтянул по части электросварки.
– Не так художественно получается, как у него, — улыбается Сахненко, — но на уровне дилетанта варить могу.
Этого оказалось вполне достаточно, чтобы удивить искушённую «высокими» материалами публику.
Железное искусство
Итогом мусорного вдохновения стала выставка «ЭкоАрт» из пятидесяти скульптур. Нагромождение металлолома: олени, волки, глухари…
– Более девяноста процентов материала выставленных скульптур — железо. Остальное — дерево и пластик. Большинство использованного металла выкопано прямо из земли, поэтому на всякий случай проверено счётчиком Гейгера, — смеётся художник. — Все экспонаты сделаны из материала, получившего вторую жизнь.
Попадаются старые микросхемы, которые как будто сделаны специально под конкретную задумку художника, а есть композиции из старых дисковых телефонов и сломанных компьютерных клавиатур.
Самые тяжёлые, конечно, полигональные скульптуры — писк современного искусства. Хромированные звери из трёхмиллиметрового железа. Каждая — под 30 килограммов. Ещё килограммов на десять вытянул «Глухарь» — первое железное творение Сахненко. Оно олицетворяет идею самой выставки, ведь на «производство» птички пошли металлические обрезки, оставшиеся от других скульптур.
Как рождается идея «мусорной» композиции? По-разному. Иногда за обычной вещью, брошенной и ненужной, сразу видится будущая скульптура.
– А иногда до абсурда доходит! — смеётся Андрей Алексеевич. — Я летом на плоскогубцы и ножницы уже спокойно смотреть не мог. Гляжу на них и думаю: вот это рога, ещё здесь добавить что-нибудь, и олень получится.
Конечно, губкинский художник велосипед не изобрёл. И до него делали скульптуры из металлолома. Все мы чуть-чуть экологи. «Мусорные» композиции вообще довольно распространённое в последнее время течение в прикладном искусстве.
– Но в этот раз сочетание художественного материала так затянуло, что я вдогонку сделал следующую выставку «60 на 60», — говорит Сахненко. — Это продолжение темы «мусорной» выставки, только вместо трёхмерных скульптур здесь двухмерные композиции. В основном из дерева, бумаги и картона. В рамках 60 на 60 сантиметров.
Акварель плюс металл
Почти сразу из-под кисти и сварки мастера вышла и третья выставка, на которой он совместил, казалось бы, несовместимое — акварель, батик, дерево и металл! На одной стене выставочного зала нежнохрупкая акварель, на другой — грубое железо с деревянными обрезками и фанера.
– Я постарался показать людям фанеру по-новому, — объясняет свою идею Андрей Алексеевич. — В её обрезках отразил наш Губкинский, его узнаваемые места — парки, здания, скульптуры. Под специально подобранной подсветкой это смотрится гармонично.
Зрители остались очень довольны, о чём гласят многочисленные отзывы в книге посещений. Необычное завораживает. А если это сделано с талантом, то восхищает.
– Я это делаю не для того, чтобы шокировать зрителя, а чтобы показать разнообразие художественного материала и многогранность творчества, — поясняет Сахненко. — Впрочем, даже родных и близких я всё же сумел удивить.
А «мусор» всё не оставляет фантазии губкинского художника. В прошлые выходные он шёл мимо дворовой мусорки и увидел выброшенный музыкальный центр. Сразу в голове созрела экспозиция. Утащил в мастерскую, чуть художественно подстарил музыкальный аппарат, подсоединил аудиоплеер из 1990-х, добавил телефонный диск — и музыка заиграла новыми красками!
Сколько ещё таких шедевров у нас под ногами!
Текст: Иван Бычков
Журнал «Ямальский меридиан», №6, 2024
Авторы
Темы
Искусство, Губкинский