обновлено: 12:14, 24 июля 2025
Общество
Как промзоны вдохновляют на искусство
Алексей Пономарёв — художник, который превращает трубы, вездеходы и оттаивающие весной машины в произведения искусства. Как член Союза художников России и преподаватель детской школы искусств Ноябрьска, учит видеть прекрасное в повседневности промышленного города.
Время для чтения ~ 5 минут
В Ноябрьске индустрия как будто врывается в бескрайними просторами древней тундры, а конструкции ЛЭП словно становятся хрупкими на лютом морозе. Для Алексея Пономарёва эти диссонансы — источник вдохновения.
– Улица резко обрывается, и начинается природа. Это и есть настоящее очарование молодого города, — говорит он, описывая любимый Ноябрьск.
Картины Алексея — не идеализированные пейзажи, а документальный срез северной реальности, где даже следы вездеходов на снегу обретают эстетическую ценность.
– Рисую в своей манере, но стараюсь не «художничать», особенно, когда дело касается обучения: детям важно дать академическую базу, имея ее, уже можно будет и свой путь искать, — подчеркивает Алексей.
Отсылки к индустриальным пейзажам в работах художника — будто бы случайные детали повседневности ноябрян, на которые никто не обращает внимания. Но аутентичная эстетика Ноябрьска кроется как раз в соседстве и равновесии техногенного и природного.
Искусство не для заработка
– Рынок искусства существует только в Москве, даже петербуржцы туда едут продаваться, и это проблема, конечно, для художников, проживающих за пределами крупных агломераций. Я свои работы пока не продаю, но потихоньку над этим работаю, — констатирует художник, признавая, что самое сложно в этом — самореклама.
Алексей активно участвует в выставках, ведет паблик в соцсети «ВКонтакте», но всё-таки глобальных коммерческих целей на данный момент не ставит:
– Первое, что нужно, чтобы продавать свои картины, — это быть отличным художником! Я сейчас на пути к этому. Но надо помнить, что всегда есть куда стремиться.
Кредо Алексея — профессиональный рост через творческие эксперименты и преподавание, и без поддержки местного художественного сообщества никуда.
На Ямале сформировать его непросто.
– Сюда художники приезжают преподавать, — отмечает Алексей. И если педагог всё-таки имеет стремление развиваться как художник, то этим процессом нужно жить и самому творить постоянно, быть в вечной позиции ученика.
– Главное — не сердиться на детей, они ведь сами не всегда понимают, что с ними происходит и зачем они в этой художке находятся, — улыбается Алексей Пономарёв.
– Мне кажется, перелом в личном творчестве произошел, когда я перестал думать, что уже всему научился, — признаётся Алексей.
Первая выставка Алексея «Творческие поиски» прошла в Муравленко. Это был как шаг к популяризации промышленного индустриализма среди молодежи.
– Мои ученики на выставки реагируют, как на индикатор уровня достижений художника. Мне кажется, тогда в их глазах становишься солиднее как преподаватель, — говорит художник и вспоминает девочку, которая после посещения вернисажа в Ноябрьске начала безропотно следовать рекомендациям педагога.
Некоторые художники утверждают, что искусство не имеет расстояния. Но для мастера из Ноябрьска просторы России, отсутствие профильных образовательных учреждений на Ямале и слабые связи с центральным арт-сообществом — реальный вызов. Но именно он становится топливом для творчества. Работы Алексея Пономарёва — не просто отражение реальности, а попытка переосмыслить ее через призму выразительности, где индустриальные пейзажи и северная самобытность становятся метафорой баланса между человеком и природой.
– Искусство — это не про красоту. Это про способность видеть мир под другим углом, — говорит мастер.
Текст: Ингрид Сафронова Журнал «Ямальский меридиан», №7, 2025