Роды на борту, красоты Заполярья и лётная дружба. Командир воздушного судна из Тазовского рассказал, как воплотил в жизнь детскую мечту | «Красный Север»
0°C

Общество

Роды на борту, красоты Заполярья и лётная дружба. Командир воздушного судна из Тазовского рассказал, как воплотил в жизнь детскую мечту

Дмитрий Яр родился и вырос в Гыде — самом отдаленном поселении Тазовского района. Добраться сюда многие годы можно было только вертолетом. Именно эта железная «птица» с раннего детства покорила сердце нашего героя. Мечта стать летчиком с годами только крепла. Сегодня Дмитрий — командир воздушного судна. За его плечами 10 лет практики и более 6500 полет-часов.

Время для чтения ~ 5 минут


Мечта о небе

Поступить в летное училище оказалось несложно — физически подготовленный парень из северной глубинки без труда прошел все вступительные экзамены. Уже на третьем курсе многолетняя мечта оказаться за штурвалом вертолета стала реальностью. Пилот до сих пор помнит свои первые летные эмоции.

Это был ступор… И чувство восторга — неужели я поднял эту махину. Первая задача была не полететь, а просто зависнуть над землей, но даже от этого захватывало дух.

Дмитрий Яр


командир воздушного судна

Варианты, куда вернуться после учебы, даже не рассматривались: только Ямал, родной Тазовский район, где бескрайняя тундра и такая суровая, но красивая природа.

Очень много озер, рек. Сейчас стало больше стойбищ. Летишь, смотришь вниз: стада оленей, чумы, люди часто машут руками, приветствуют. Я очень люблю свой край. Мне кажется, красивее нет ничего на свете.

Дмитрий Яр


командир воздушного судна

На винтокрылых машинах Дмитрий налетал более 6500 часов. Фото: предоставлено из личного архива Дмитрия Яра
На винтокрылых машинах Дмитрий налетал более 6500 часов. Фото: предоставлено из личного архива Дмитрия Яра

Спасая жизни

Работа пилота не знает выходных и праздников. Поднять могут и среди ночи. Дмитрий десятки раз вылетал бортом санавиации. Случаев, когда прямо в полете людям спасали жизни, — не счесть.

Бывало, что роды принимали прямо на борту. Вот случай был, когда немного не дотянули до Тазовского: женщина, которую забрали в Самбурге, родила уже фактически при посадке. Все хорошо: медики делают свою работу, мы — свою.

Дмитрий Яр


командир воздушного судна

Всякое бывает в полете: северная погода непредсказуемая, можно долететь до пункта назначения и застрять на несколько дней. А можно прямо во время рейса столкнуться с ледяным дождем или попасть в низкую облачность, садиться в зоне нулевой видимости.

Мы же часто садимся прямо в тундре. Это сверху кажется, что тундра ровная, гладкая, а на самом деле — и овраги, и возвышенности, болота, водоемы. Важно учитывать нюансы поверхности. В вертолете все делается вручную, автоматики практически нет, оценивать условия посадки можно только визуально.

Дмитрий Яр


командир воздушного судна

И сегодня, спустя 10 лет, каждый полет — это все равно адреналин. Хотя, говорит Дмитрий, ко всему привыкаешь. За плечами более 6500 полет-часов. Последние годы работы для малой авиации стало гораздо больше. Тазовские летчики обслуживают предприятия ТЭКа, летают на санзадания, перевозят пассажиров. Наш герой вспоминает: самый дальний маршрут в его практике пролегал через Салмановское месторождение — красивейшее место: прямо посреди тундры растет промысел, объекты поражают своим величием и мощью.

У маяка на острове Вилькицкого. Фото: предоставлено из личного архива Дмитрия Яра
У маяка на острове Вилькицкого. Фото: предоставлено из личного архива Дмитрия Яра

Лётчик — профессия творческая

Сегодня в тазовском отряде авиакомпании «Ямал» более 40 человек, около десятка командиров. Коллектив дружный, слаженный, что называется, сработанный. Коллеги понимают друг друга с полуслова. Дмитрий говорит, что отечественная авиация отличается особой подготовкой пилотов и бортинженеров: «советская школа» чувствуется до сих пор. Благодаря более опытным коллегам, молодежь легко приобретает важные для летчика знания и опыт.

У нас очень хороший коллектив, последние годы стало больше молодежи приходить в профессию. Когда я поступал в летное училище в Омске –единственное, где обучают пилотов вертолетов — конкурс на место был небольшой. У нас в потоке было 90 человек. Сейчас, говорят, конкурс внушительный.

Дмитрий Яр


командир воздушного судна

Он считает себя счастливым человеком: построил дом, в семье растут трое сыновей, деревья тоже посажены. Кстати, мальчишки активно интересуются работой отца. Дмитрий хотел бы, чтобы кто-то из сыновей пошел по его стопам. Летчик — профессия творческая. Она для настоящих мужчин — смелых, рассудительных, умеющих принимать быстрые решения. Наш герой любит свою работу еще и за то, что она позволяет ценить окружающий мир — с высоты птичьего полета открываются незабываемые виды.


17

0

2

0

0

0



Темы

Авиация, Тазовский район