Общество
Шкаф вместо мастерской: где создаются удивительные работы аксарковской мастерицы Марины Трениной
Первую сумочку Марина Тренина, мастерица из Аксарки, связала четыре года назад. Подарила дочери, живущей в Северной столице. Сумка-почтальон из трикотажной пряжи оранжевого цвета до сих пор в ходу у питерской модницы.
Время для чтения ~ 12 минут
В копилке Марины Ивановны уже 35 сумок на любой вкус и кошелек.
– Я их вяжу из трикотажной или простой пряжи, полиэфирного шнура, украшаю бисером, — говорит она. — Есть работы на каркасной пластиковой основе, которую просто обвязываю.
По словам северянки, в прошлом году был настоящий бум на изделия из бусин. Сейчас спросом пользуются сумки для телефонов.
– Сначала знакомая поинтересовалась, мол, чего не вяжешь их, вещь-то удобная. Думаю, дай-ка попробую. Связала первую и сама же проносила все лето, — смеется мастерица. — Очень практично, не надо таскать с собой баул.
В арсенале Марины Трениной есть клатчи, сумки-турбо, шоперы, сумки-мешки, авоськи, рюкзаки, пляжные и сумки-почтальоны с клапаном. Форма разная: прямоугольные, квадратные, трапециевидные, круглые. Для ручек использует кожу, дерево и цепочки.
– Заметила, что хорошим спросом пользуются небольшие сумочки. И те, на которых есть национальный орнамент, — рассказывает собеседница. — По цветовой гамме нет покупательских предпочтений. Хотя, если судить по сумочкам из бусин, то на ярмарках на ура продаются белые. Возможно, потому, что этот цвет хорошо сочетается с любой одеждой.
На изготовление маленького изделия для телефона у мастерицы уходит один день. На сумку побольше — три-четыре. На заказ из бисера наша героиня может потратить больше недели.
В поисках нового
Марина Ивановна — разноплановая мастерица. Помимо шитья сумок, она занимается бисероплетением, вяжет крючком и спицами, изготавливает бантики, резиночки и украшения.
– Не нравится однообразие, — говорит собеседница. — Хочется учиться чему-нибудь новому. Когда вижу в интернете что-то оригинальное, беру и делаю.
Не так давно северянка освоила изготовление шокобоксов — упаковок для шоколада и конфет к праздничным датам. До нее в Аксарке этим никто не занимался. Можно сказать, нашла свою нишу. Специально для работы женщина приобрела ноутбук, цветной принтер и освоила фотошоп.
– Клиенты часто тянут до последнего — завтра праздник, а они только опомнились, — улыбается мастерица. — Всегда берусь за заказ, сижу допоздна. Если работы много, подключаю мужа. Он вырезает, я приклеиваю. Впрок никогда не делаю. Потом остается нереализованным.
Вспоминает, что в прошлом году был оригинальный заказ на 23 Февраля. Нужно было оформить 15 пятилитровых ведер!
– Найти такое количество в поселке было непросто, но я нашла! Даже азарт появился, — говорит она. — Приходилось изготавливать и визитки, и наклейки с логотипом заказчика.
Еще одним новым направлением стали изделия из эпоксидной смолы: серьги, броши и кулоны. Последние пользуются особой популярностью.
– Свои первые работы из смолы я выбросила, чтобы не позорили меня как мастера, — смеется Марина Тренина. — Процесс изготовления нельзя назвать легким. Сначала сушеные цветы, траву и листья раскладываю в формочки, заливаю смолой. Когда высыхают, долго шлифую. Только после этого получаются красивые изделия.
Сейчас мастерица думает заняться машинной вышивкой — для украшения одежды.
Марина Тренина: «Если при создании вещи вижу ошибку, распускаю и начинаю все сначала. Может быть, никто и не заметит оплошность, но я-то знаю, и мне это не даст покоя».
Эксклюзив не может быть дешёвым
У северянки нет своей мастерской. Всю работу делает на дому в… шкафу.
– Случайно два года назад в интернете увидела замечательный шкаф-трансформер: с выдвижным столом, множеством полочек и с двумя складывающимися дверями. Заказала. Получилось прекрасное рабочее место, где никогда нет беспорядка. Закончила шить — и закрыла дверцы. Это особенно хорошо, когда в доме маленькие дети, — поясняет Марина Тренина. — Раньше материалы лежали по всей квартире: в прихожей, спальне, на балконе. Начинала их искать, доставать. Целая история. А тут все под рукой, очень удобно. И хоть эта мебель обошлась недешево, ни разу не пожалела, что купила. Кстати, шкаф еще и на колесиках!
Наша героиня уверена, что изделия ручной работы должны стоить дорого. И тому есть несколько причин.
– Во-первых, каждая вещь — это эксклюзив, изготовлена только для заказчика. Точной копии уже не смогу сделать. Я же не ксерокс. В творческом азарте все равно что-нибудь изменю. Во-вторых, на изготовление заказа уходит много времени. А время — это драгоценный ресурс. Одно изделие могу сделать за пару дней, другое — лишь за месяц. Соответственно второе будет дороже. В-третьих, я контролирую весь процесс. Каждый стежок, каждую деталь делаю так, чтобы было красиво и качественно. Бусинки бывают разного размера. Где-то попадется широкая, где-то поуже — и в изделии будет перекос. В-четвертых, в каждой вещи есть идея, она уникальна и неповторима. Иногда на ее разработку столько времени уходит. Подбираю материал, продумываю фишки. И, в-пятых, вещи, которые созданы руками, имеют душу, характер, историю и предназначение.
Всё начиналось с мамы
Увлечение Марины Ивановны — родом из детства. Она появилась на свет в Аксарке. В семье было шестеро детей: пять девочек и мальчик. Родители трудились на рыбозаводе. Зимой отец изготавливал деревянные сани, бударки, колданки, а мама, помимо ведения домашнего хозяйства, занималась рукоделием.
– Она шила бурки, кисы, национальные платья, плела из ниток пояса, — вспоминает собеседница. — Любила наблюдать за ней. Всегда удивлялась, как из обычных шкур, оленьих лап у нее получаются такие красивые вещи. Во время работы мама пела на ненецком языке: о жизни женщин в тундре, о цветах, о небе и Оби. Я ложилась на кровать и слушала. Мне это так нравилось.
Девочки от матери переняли очень многое, творили вместе.
– Сестра Лена научила меня плести бисером. Сначала были простые колечки с бусинками в одну нить, — продолжает северянка. — Свою первую серьезную работу я хорошо помню. Мне тогда лет десять было. Изготовила браслет с орнаментом для часов. Он был из бусин зеленого, желтого и красного цветов. Сверкал на солнце. Поехала с ним в пионерский лагерь. Ребята хватали мою руку и просили продать браслет. Я тогда еще не понимала, как свою работу кому-то можно продать.
Другая сестра научила вязать спицами. Марина начала с носков.
– Они получились настолько тугими, что натянуть их на ноги так и не удалось, — смеется она.
Первой проданной на ярмарке вещью стала детская вязаная юбочка. Правда, гонорар достался кружку, который тогда посещала студентка.
Свое мастерство Марина Тренина оттачивала день за днем. И работу нашла по душе. В 1999 году она устроилась в Центр детского творчества, более десяти лет учила детей вязанию, вышивке и плетению из бисера.
Бизнес — в удовольствие
Недавно аксарковская мастерица оформила самозанятость. Вести свое дело получается неплохо. Признается, что в этом очень помогло обучение в центре «Мой бизнес» и онлайн-конференции. Изделия реализует на ярмарках в родной Аксарке и Салехарде.
– Стараюсь везде участвовать, в том числе в фестивалях «Душа тундры» и «Ямалица», — продолжает рукодельница, — потому что пока себя не покажешь — никто тебя не заметит. Помню, как года четыре назад скромненько стояла в День города и ничего не продала. Нет, подумала, так не пойдет. Перестала стесняться. Сейчас смело предлагаю свою продукцию покупателям.
Иногда на ярмарках случаются курьезные ситуации.
– Однажды женщине приглянулась сумочка с орнаментом. Она покрутила ее в руках, но не стала покупать. Был вечер. На следующий день прибежала в девять часов утра: «Слава богу, не продали. Всю ночь промучилась, боялась, что купят. И чего я ее сразу не взяла?».
Выставки и ярмарки — хороший источник вдохновения для нашей героини. Видя работы других мастеров, она учится, что-то берет на вооружение.
Каждый год из отпуска привозит целую сумку с материалами.
– Про нас, мастериц, говорят, что мы «больные на всю голову», потому что можем отказать себе в нарядах, но не в материалах, — говорит северянка. — Помню, на вопрос мужа в аэропорту, что лежит в большой сумке, скромно ответила: «Да так, ничего». А он: «Ну да! Двадцать кило ничего!».
Полезные советы от создательницы сумок
- Чтобы избежать растягивания, их нужно хранить в горизонтальном положении, а не в подвешенном состоянии.
- При ношении не набивать до отказа вещами.
- При стирке вязаных сумок используйте деликатный режим и жидкое моющее средство.
- Сумки из бусин нельзя ронять на твердые предметы или деформировать, то есть загибать или сжимать.
- Не рекомендуется надолго оставлять изделие под прямыми солнечными лучами.
Хендмейд в моде
Алексей Непомнящих, дизайнер одежды, Новый Уренгой:
– Этнические мотивы в одежде и аксессуарах набирают обороты не только на Ямале, но и по всей стране. Представители каждой национальности пытаются создать свою мерчевую (индивидуальную) одежду — с элементами этники. То же с аксессуарами, например, сумками.
Сейчас абсолютно не в моде сумки с цепями и огромными логотипами того или иного бренда.
Пользуются спросом хендмейд-сумки из джинсы, расписанные или вышитые в этническом стиле, а также шоперы из плотного хлопка.
У нас, в условиях Крайнего Севера, самые удобные — сумки-мешки. Они объемные, в них можно положить все необходимое, включая дополнительную пару теплых носков (смеется). Что касается сырья для сумок, то наиболее популярны чистая кожа, которая не треснет на морозе, и всевозможные плотные материалы.
Текст: Ольга Киприна
Журнал «Ямальский меридиан», № 11, 2024 г.