Татьяна Гостюхина: «Нашла работу для души» | «Красный Север»
0°C

Общество

Татьяна Гостюхина: «Нашла работу для души»

Прильнув к иллюминатору крошечного самолета, маленькая девочка с нетерпением ждала, когда же покажутся домики и улицы их с мамой нового места жительства. Она еще не знала, что Салехард станет ее судьбой, что она полюбит его, увлечется его историей, станет кропотливо изучать каждую страничку его прошлого и однажды напишет об этом городе книгу. Все это еще ожидало в будущем маленькую Таню.

Время для чтения ~ 10 минут


Переоценка ценностей

...Однажды, проснувшись дома, двухгодовалая Таня выглянула в окно и увидела там странную лохматую фигуру человека, сидящего к ней спиной на завалинке. Она испугалась, заплакала. Прибежала мама и стала дочке пояснять: «Не плачь, это ненцы сидят. Ненцы». А лохматым оказался «гусь» — зимняя одежда кочевников мехом наружу. Так, с раннего детства девочка видела, что она растет в необычном краю, где живут удивительные люди, которые носят одежду из оленьих шкур. Видела необычность, но осознавала ли это? Осознание пришло позже.

Нынче Татьяну Гостюхину, ямальского журналиста, краеведа, старожила Салехарда, знают все. Ее уважают за беззаветную преданность Салехарду. Но не всем известно, что родилась она в крошечном селе Яр-Сале на полуострове Ямал. Через два года вместе с семьей переехала в окружную столицу. Здесь ей предстояло окончить школу и училище, начать трудовую биографию, но главное — осознать, как мало она знает о том, что же это вообще за место такое, где ей посчастливилось жить, — Салехард!

Татьяна Гостюхина. Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»
Татьяна Гостюхина. Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»

Татьяна Гостюхина много лет ведет работу по сохранению традиций народов Севера, возглавляет городское объединение старожилов Салехарда «Обдоряне». Этой осенью известной общественнице исполняется 70 лет.

– В школе нам ничего не рассказывали о нашем крае, в основном только о тех событиях, что связаны с революцией. Учительница географии знала много легенд, но не о Ямале. Может быть, и сами учителя не интересовались. Была школьная программа, старались ей следовать, — делится воспоминаниями Татьяна Власовна. — В середине 1980-х заговорили о демократии и начались веяния, которые привели к отказу от идей коммунизма. Я тогда организовывала экономическую и политучебу в Салехардском объединенном авиаотряде. Это было передовое предприятие города, кузница кадров, где работали образованнейшие, умнейшие люди: авиатехники, инженеры, пилоты. Задумалась, полезна ли, нужна ли моя деятельность — уходят идеи, которым мы следовали, а самолеты как летали, так и будут летать. Тогда у меня произошла переоценка всего, во что я верила. В начале 1990-х поняла, что хочу работать в нашем окружном музее, руководителем была Людмила Фёдоровна Липатова. Вакантных мест не оказалось, но была ставка лектора в обществе «Знание» при музее. Я ушла на эту ставку в июле 1990 года с должности заведующей парткабинетом авиапредприятия. Позже меня взяли непосредственно в музей. Это была работа именно для души!

Открытие за открытием

С переходом в окружной музей началось знакомство с глубинной историей седого Ямала, и краеведение стало настоящей судьбой, тем самым нужным, полезным, любимым делом.

– Я начала глубоко изучать культуру ненцев, — вспоминает собеседница. — Людмила Фёдоровна тесно дружила с Анной Павловной Неркаги, которая приезжала к нам в музей и рассказывала, что вернулась в тундру. Так я открывала для себя параллельный мир, рассказывала о нем другим людям — туристам, горожанам.

Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Гостюхиной
Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Гостюхиной

Как-то Татьяну Гостюхину с коллегой Надеждой Сытник отправили в Новый Уренгой с выставкой «Быт и традиции кочевников Ямала».

– Мы привезли чум, утварь, одежду и обувь кочевых народов. Экскурсию всегда начинали у карты, спрашивая у посетителей, в каком округе они живут. Бывало, некоторые путали название округа, коренными народами Ямала называли чукчей, — продолжает Татьяна Власовна. — И мы поняли, что нужно обязательно рассказывать о традициях ненцев, ханты, селькупов и коми, их праздниках. Люди изумлялись! У многих пришло понимание, что коренные народы — хозяева этой земли, здесь жившие испокон века. Заслуга музейщиков в этом велика.

Позднее наша героиня открыла для себя Ивана Шемановского.

– Я совсем не знала о нем, — признается она. — Музейщики, конечно, знали, но раз он был из духовенства, широко его деятельность на Ямале не освещалась. Я стала изучать его биографию, написала большую статью для окружной газеты «Красный Север». Он ведь приехал в Обдорский край с большим воодушевлением, чтобы наставлять народы местные, дикие, как он считал, на путь истинный. И прожив 12 лет здесь, уже позднее, переехав в Тверь, писал в одном из писем, что нет, нельзя вторгаться и заставлять жить эти народы как-то по-другому. Такой он был умный, просвещенный, интеллигентный, самоотверженный человек. Сам напросился на Ямал, а благословил его Иоанн Кронштадтский, почитаемый ныне святой. Когда я была на экскурсии в Кронштадте, мне так хотелось увидеть хоть что-то, связанное с именем этого необычного человека — святого праведника Кронштадтского. И желание исполнилось — увидела здание, в котором была квартира святого.

Читая воспоминания Шемановского, Татьяна Гостюхина открывала для себя, какой насыщенной была жизнь в Обдорске до революции.

– Мне все представлялось иным, — говорит она. — Старожилы рассказывали, что когда отец Иринарх шел по улицам в своем монашеском облачении, а он был высокий, статный, то все из окошек выглядывали и смотрели ему вслед — какой видный мужчина. Именно Шемановскому был посвящен один из первых краеведческих проектов, которым мне довелось заниматься.

Первый эфир, первый успех

– Однажды меня пригласили на радио что-то рассказать. Радио многие годы для нас, ямальцев, было настоящим окном в большой мир. Представлялось, что работают там небожители, не меньше! — продолжает Татьяна Власовна. — Ко мне отнеслись очень благожелательно, приветливо, по-домашнему. Я нервничала перед микрофоном, но все получилось. А вскоре меня пригласили сюда на работу. Руководителем тогда был Юрий Кукевич. Помню, на собеседовании он задал вопрос: «Сможешь не засмущаться, пойти и потребовать информацию, какую тебе надо?» Я испугалась, ответила, что не знаю. Взяли на испытательный срок. Помогали все. Выяснилось, что у меня «коммунистический голос».

Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Гостюхиной
Фото: предоставлено из личного архива Татьяны Гостюхиной

Одним из первых заданий стало интервью с венгерской ученой, исследователем обскоугорских языков Евой Шмидт.

– Мне дали на интервью аж 45 минут! Это была запись. Сразу после выхода в эфир на меня обрушились звонки: слушателям понравилось.

В те годы в Салехарде начала действовать православная община, научным сотрудникам приходилось много общаться со старостой и членами общины, Галиной Коневой, Александром Плесовских, с первым батюшкой — отцом Зосимой, который приезжал из Тобольска.

– Работая в музее, я делала записи о храме Святых апостолов Петра и Павла, его строил архитектор Готлиб Цинке. А когда перешла на радио, сделала свою первую передачу к 100-летнему юбилею храма. С тех пор прошло 30 лет, — удивляется Татьяна Власовна быстротечности времени. — Позднее, когда готовила книгу «Салехард. Воспоминания», вышедшую в 2022 году, смогла записать многих интересных людей, которые помнили наш город, каким он был в XX веке.

Татьяна Гостюхина уверена, что все в ее судьбе было неспроста. Она, с детства застенчивая и робкая девочка, уже на своем трудовом пути училась общаться с людьми, чтобы иметь возможность знать больше об истории родного края. Сегодня невозможно представить без нее ни одну встречу старожилов, ни одно значимое городское мероприятие. Ей по-прежнему интересно все, что происходит на родном Ямале. Но особенно она благодарна людям, которые встречались на ее пути, и вместе с которыми она все сильнее влюблялась в родной край и передавала окружающим эту любовь и свой интерес к истории арктической земли.


Текст: Нина Фальшунова

Журнал «Ямальский меридиан», № 9, 2024 г.


0

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», История Ямала, История, Салехард, Музеи