Общество
Весенний новый год: жизнь народа ханты по сценарию природы
В городах суета, машины, люди борются то с гололедом, то с лужами. На все это с улыбкой, словно пожилая мама, смотрит большая безмолвная тундра. Ее планы понятны: дождаться весны, раскрыться ярким коротким летом и снова охранять белую тишину под снегом. По тому же природному сценарию живут кочевники.
Время для чтения ~ 7 минут
Жить в слиянии с природой
Тундровики вообще не строят планов на год, утверждает писатель, журналист, собиратель хантыйского фольклора Геннадий Павлович Кельчин. Природа определила для народа ханты три роли – охотника, рыбака и оленевода, которые сменяют друг друга в зависимости от времени года. Представитель аборигенного народа, как универсальный «артист», должен овладеть ими в совершенстве. Иначе на Севере не выжить.
Ханты обитали на территории современного Ямала с древних времен, о чем свидетельствуют народные песни и сказки. И тогда, и сейчас они живут в слиянии с природой — это родной дом.
Подготовить чум и корма
К зиме ханты начинают готовиться с весны. Лед на реках трогается, рыбаки движутся вслед за ним. Идут несколько месяцев до берегов Карского моря. Активная заготовка и засолка рыбы приходится на осень. В этот период температура опускается — холодильники становятся не нужны. Вновь покрывающиеся льдом водоемы гонят рыбаков в обратном направлении. Рыбу заготовили — хватит на зиму.
Живут они в чуме — жилище конической формы, покрытом оленьими шкурами или войлоком. В нижней части диаметр чума обычно достигает восьми метров. Для зимовья нужно нарубить дров.
С августа до конца сентября запасаются сеном для коров и лошадей. Нет лошади — значит, должны быть ездовые собаки. Об их питании следует позаботиться заранее. Это не сухой или влажный корм из супермаркета, а мясо и рыба.
Как только наступает зима, а на реках устанавливается ледовое покрытие достаточной толщины, приходит пора подледного лова. Современные рыбаки чаще в одиночку ходят, а раньше собирались целыми артелями, делились на две-три группы. Так и ловить проще, и способы можно выбирать самые разные, чтобы улов был «жирнее». В советское время артели выполняли заказы для заводов и совхозов.
Готовятся к весне тоже заблаговременно — приводят в порядок подледные снасти, сети, мордушки, вентеря. Как только лед ослабнет, можно расставлять рыбные ловушки.
Пробуждается природа, рождаются дети
Весной происходит главное: у коренных народов наступает новый год. Снега постепенно сходят, с юга возвращаются птицы, открываются реки.
Кельчин поделился любопытным наблюдением: в семьях ханты именно весной чаще всего рождаются дети. Как будто и в этом вопросе кочевники стараются под природу подстроиться.
– Младенец за лето окрепнет, за осень подрастет и будет готов к суровой зиме. В холода же выхаживать новорожденного значительно сложнее — не про кирпичный дом с теплыми полами говорим... — поясняет Геннадий Павлович.
Колыбельная люлька — первое жилище маленького тундровика. Невозможно переоценить это изобретение, призванное не столько укачать малыша, сколько не дать ему замерзнуть. Люлька у народа ханты даже при минус 40 сохраняет тепло.
Особенный день
Как только воздух прогреется, на стойбищах запустят стихийные мастерские. За зиму прежние нарты износились — надо новые сделать. Узкие сани для езды на собаках изготавливают из хорошо гнущихся клена и березы. Они должны быть крепкими и в то же время легкими.
Скоро оленеводы начнут перегонять стада. Сначала идут на восток, потом на север. На хантыйской стороне — правом берегу Оби — хорошие зимние пастбища. Весной оленей гонят к берегам Карского моря, Ледовитого океана. Летом у оленей меняется пищеварение, они могут переварить более 40 видов растений.
После перегона у оленевода есть время отовариться. Сейчас с этим проще: сел на квадроцикл, доехал до магазина и купил все, что нужно. В прежние времена приходилось заранее запасаться хлебом, сушками, галетами, чаем, сахаром... Хлеб, чтобы не портился, высушивали. Кстати, мясо из рациона оленевода на лето исчезает. Поменялось пищеварение у оленей – изменилось меню у пастуха. До августа, пока оленята не окрепли, оленеводы держат пост.
Особый день — 2 августа. Эта дата на Севере считается серединой лета. Сигнал для того, что пора готовиться к зиме. Задумываются о заготовке шкур для зимней одежды, на стол возвращается мясо. Олени идут на зимние пастбища.
Своя грамота
Современные технологии все больше проникают в жизнь коренных народов Севера, и от этого никуда не деться. Например, сотовую связь в тундре очень ценят, стремятся устанавливать чум в зоне доступа. Тогда кочевники всегда на связи, могут вызвать и санавиацию, и спасателей.
Значительно облегчили жизнь оленеводов квадроциклы и снегоходы. Раньше приходилось пастбища окарауливать на упряжках, теперь же один пастух сутки отработал — на смену приехал другой. Труднее, когда наступает грибная пора: олени после поедания грибов будто теряют рассудок, убегают на 20–30 километров от места выпаса. Один человек, тем более на упряжке, удержать стадо не сможет, надо троих, а то и больше.
Природные часы между тем иногда сбиваются с ритма. В позапрошлом году олени раньше вернулись на зимние пастбища, а в минувшем — позже, потому что лед на Оби установился позднее. Ханты не идут наперекор, помнят, кто в тундре «главный», и стараются жить в унисон с природой.
Текст: Юлия Дубенко
Журнал «Ямальский меридиан», № 1, 2025 г.