Веточка Терентьевых: ямальцы составили генеалогическое древо длиной в 19 альбомных листов | «Красный Север»
0°C

обновлено: 14:20, 24 октября 2025

Общество

Веточка Терентьевых: ямальцы составили генеалогическое древо длиной в 19 альбомных листов

Сколько листов может занимать родословная, если найти родственников до одиннадцатого колена? Анна Рочева из села Шурышкары, чтобы собрать в одно древо всех родных, начиная с XVI века до сегодняшнего дня, склеила 19 альбомных страниц. Лента получилась длиной почти четыре метра. Погружение в архивы нескольких регионов и родственники помогли восстановить хронологию важных событий для семьи — от переезда на Ямал до восстановления старинного дома, который построили прадеды в Обдорске.

Время для чтения ~ 10 минут


Собирать родословную своей семьи Анна Рочева начала в 2023 году. Самое сложное, по ее мнению, было искать информацию по женской линии. Признается, были страхи, что о прабабушках ничего не узнает — вся информация в документах, как и род, сохраняется по мужской линии. Однако ей удалось найти сведения о том, кем были ее прабабушки и какую роль одна из невесток сыграла в жизни Обдорска. А «веточка» Терентьевых, так собеседница называет родственные связи, раскрылась новыми подробностями.

Дом «Осиповых»

В исторической части Салехарда стоит уникальный дом — городская усадьба Терентьевых. Один из редких памятников деревянного зодчества на Севере и единственное здание XIX века в городе. С этого дома началась новая глава семьи Терентьевых из села Бакур Ижемского района в суровом крае. Глава большой семьи — Осип Наумович. Потомки и сейчас живут в регионе.

Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»
Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»

– Мои предки — представители народа коми, и я знала, что они раньше жили в Печорском уезде Архангельской губернии, поэтому сосредоточилась на поиске документов в данном регионе. Обратилась в Архангельский архив, где сохранились исповедные ведомости с посемейными списками прихожан. И вот там была семья Осипа Наумовича Терентьева. Ходили на исповеди до 1882 года, а после написано, что они в отлучке. Предполагаю, что примерно тогда Терентьевы покинули родные места и переехали на территорию Ямала, – рассказывает Анна Рочева.

Детей в семье было восемь — шесть мальчиков и две девочки. Через семь лет после отлучки в Обдорске был выстроен «Осиповский дом», то есть дом Осипа Терентьева. Так его называли старожилы по имени главы семейства. Хотя дата постройки — 1898 год — не считается точной, ее указывают в некоторых источниках. Есть и сведения о том, что строили три брата на средства их отца Осипа Наумовича, который арендовал землю под застройку. Последние записи, где упоминается Осип Наумович, датируются 1900 годом. Следующая запись в исповедных ведомостях относится к 1910-му. В них его жена записана как вдова.

Во время реставрации усадьбы сохранен общий вид дома, как он был. А вот архивные документы, как тогда жили северяне, не сохранились или пока не найдены. Поэтому внутри царит атмосфера, характерная для тобольского купечества конца XIX — начала XX века. Тобольские купцы в Обдорск заезжали. Один из известных — Корнилов. На соседней улице – Миллионной — в 1895 году он выстроил первый кирпичный дом под вывеской «Торговый дом». Но для местных нужд здесь купцы выбирали практичную обстановку.

После установления советской власти братьев раскулачили и выселили.

«Купец» Терентьев

О самом Осипе Терентьеве известно немного. Купцом не был, но был из зажиточных крестьян. В списках таковых от 1905 года не значится. А купцом Терентьева прозвали местные — семья занималась торговлей. Один из сыновей Осипа был образован, занимался бухгалтерией. Его снимки бережно хранит правнук Макара Осиповича — Иван Григорьевич. Их с Анной прадеды были братьями. Зиновий — четвертый ребенок в большой семье Терентьевых, Макар — пятый.

Макар Терентьев. Фото: предоставлено из личного архива Ивана Терентьева
Макар Терентьев. Фото: предоставлено из личного архива Ивана Терентьева

У семьи было большое поголовье оленей, которое, по сведениям потомков, перегнали сюда во время перехода из Архангельской губернии. Кроме того, известно, что в начале XX века в селе многие жили зажиточно. Помимо оленеводства, Терентьевы занимались рыболовством.

– Они были оленеводами. Перебрались из-за пастбищ своим ходом через горы. Говорят, наши прадеды умели разводить оленей: успешно содержали большое стадо и делились своими знаниями с местными, — рассказывает Иван Терентьев.

С середины XIX века каждую зиму в селе проходила ярмарка — самая крупная на Тобольском Севере. Здесь и происходил мен товара.

Иван Терентьев. Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»
Иван Терентьев. Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»

Иван Григорьевич Терентьев — ветеран, подполковник внутренней службы пожарной охраны. Любимому делу посвятил 25 лет. Был бойцом, дослужился до заместителя начальника пожарной части. И так продолжил династию. По одной из семейных версий, предок служил огнеборцем в Обдорске.

Алтарные иконы в стене

Анна Рочева признается, что браться за поиски информации о родственниках по линии Терентьевых было страшно, казалось, что поиски будут долгими и, возможно, безуспешными. Ее дедушка — Терентьев Иосиф Зиновьевич, участник Великой Отечественной войны, был серьезно ранен и скончался вскоре после окончания боевых действий. Мама Анны была ребенком, и ей не спешили рассказывать о предках. Но именно эта ветвь на деле оказалась известной и прописанной в церковных документах. Благодаря тому, что семья регулярно посещала исповеди, Анна проследила не только откуда и куда переехали ее предки, но и когда женились сыновья Осипа и, главное, на ком. Так, обдорянка Анна Николаевна вышла замуж за Макара. И, возможно, именно она сыграла ключевую роль в том, что краеведы снова взялись изучать историю семьи Терентьевых.

Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачёв / «Ямал-Медиа»

Реставрация усадьбы Терентьевых (дом, амбар, ворота) как образцовой городской застройки конца XIX века длилась три года и для посетителей открылась осенью 2016-го. Из-за ветхости было принято разобрать строения и собрать, заменив сгнившие бревна на новые. Амбар больше чем наполовину состоит из барочных досок обдорских времен, а вот дому повезло меньше — спасли не больше трети дерева. Но именно стены открыли тайну Терентьевых.

В 2014 году во время разбора стен здесь нашли пять редких алтарных икон. Сейчас известно, что они были написаны в 1894 году в екатеринбургской мастерской Кожевникова. И, возможно, по случаю освящения храма Петра и Павла, который и сегодня, несмотря на современную застройку, виден из окон дома. Три из пяти образов после реставрации передали в храм. Двум иконам не удалось вернуть первоначальный вид, слишком большими были повреждения. Их оставили такими, как нашли. Увидеть их можно в усадьбе.

По одной из версий, которой придерживаются родственники, в дом их могла принести невестка Анна Николаевна. Она была дочерью священнослужителя храма, образованна, преподавала в школе. Во время гонений церкви иконы, скорее всего, в доме спрятали.

Свое расследование ни Анна, ни Иван Григорьевич не собираются прекращать. Для Анны еще не все женские имена прописаны в родословной, у Ивана Терентьева подрастает внук Фёдор. Ему предстоит передать собранные сведения и фотографии, которые хранятся для будущих поколений. Как учат Терентьевы, если вы одной крови, нужно знать друг друга и держаться рядом. И это правильно.

Сейчас Терентьевы живут не только в Салехарде. Среди коми фамилия — главная в Приуральском районе и Мурманской области. Туда уехал брат Осипа Наумовича Терентьева Иван — самый богатый оленевод на Кольском Севере.

Сейчас появилось больше свободного времени, чтобы заниматься изучением родословной. Часто воспоминания тесно связаны со старыми снимками, многие из которых — начала 1900-х годов. Интересно, что многие из архивных снимков Терентьевых сделаны в Тобольске. Семья по приезде много лет фотографировалась в одном ателье.

Такие амбары ставили в Обдорске

Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»
Фото: Фёдор Воронов / «Ямал-Медиа»

Елена Дубкова, руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Ямала:

– Сохранившиеся очертания этого дома говорят, что он непростой, например, по пристрою тамбура, который придает дому некую парадность. То есть подчеркивает, что человек был зажиточным, ему хотелось показать свой достаток.

Что касается интерьера, это очень усредненный быт. Городская усадьба — собирательный образ. Наша основная задача, как органа охраны объектов культурного наследия, — восстановить внешний вид объекта и максимально сохранить подлинные материалы, которые были использованы. По тем маленьким элементам, которые сохранились, воссоздали резной жестяной карниз и наличники. Благодаря этому у нас есть представление, как выглядели дома в Обдорске конца XIX века. Особую уникальность представляет амбар. Нам удалось сохранить более 60% подлинных материалов.


Текст: Екатерина Золотарёва

Журнал «Ямальский меридиан», № 10, 2025 г.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 14:20, 24 октября 2025

Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан», Семья, Традиции, История Ямала