обновлено: 12:38, 18 июня 2025
Общество
Властелин «Ураганов», добытчик «Буранов»: как уроженец Караганды помогал осваивать промыслы под Новым Уренгоем.
Новому Уренгою в этом году — 50 лет. Как в такой юбилей не вспоминать о начале пути?! Когда речь заходит о молодом городе, часто возникает слово «первый». Первый новорожденный, первая школа, первый дом и так далее. Есть у Нового Уренгоя и первый призывник — Владимир Амелин. Он же — водитель с единственной записью в трудовой книжке, родоначальник снегоходного спорта на Ямале.
Время для чтения ~ 7 минут
Прощай, Караганда! Здравствуй, Новый Уренгой!
«В Караганде хорошо, а я хочу на Север!» – примерно так однажды решил для себя 17-летний Владимир. Парню захотелось суровой северной романтики, и он начал проситься в поселок Новый Уренгой. Там уже жили тетя и дядя будущего выпускника школы: Любовь и Георгий Бронниковы — первопроходцы, участвовавшие в автотракторном десанте 1973 года, который пришел из Надыма в Уренгой. В феврале 1976 года в поселке открылось АТП-1, впоследствии ставшее филиалом ООО «Газпром добыча Уренгой».
Однако просто так на крупный стратегический объект страны было не попасть – требовался вызов, заверенный организацией, приглашающей специалиста. А какая профессия у несовершеннолетнего?
Когда к автоправам юноши добавился аттестат о среднем образовании, а желание оказаться у истока газовой реки, где творилась история энергетического будущего России, не иссякло, Любовь Алексеевна откликнулась на просьбы и осенью 1976 года оформила племяннику вызов.
«Шишига» на доверии
В марте 1987-го, за два месяца до дня рождения, ему все-таки доверили «шишигу» — так прозвали автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66 за созвучие с номером.
– Грузы не возил, а возил людей — бригады наладчиков, которые оборудовали газовые котельные на первом ГП (газовом промысле. — Прим. автора), — вспоминает ветеран. – Начальник со мной в кабине, а ребята — в кузовке. Сплошное бездорожье вокруг, тундра: ни бетонных плит, ни асфальта, как сейчас. Но ГАЗ-66 — мощная машина, пробирались, каждый день преодолевали примерно 14 километров туда, а потом обратно.
Раз, вагончик. Два, вагончик
Первым «своим» жилищем Амелина стало место в вагончике, стоящего недалеко от сельсовета. Ютились вшестером, спали на двухъярусных кроватях.
– Зимой электричества не хватало: два часа свет горит, потом на два часа отключают — переключают на другой район поселка, — вспоминает первопроходец. – Спали в костюме буровика — это специальные ватные штаны и куртка. Никто не раздевался до нижнего белья, иначе просто замерзнешь. Посредине вагончика был коридор, где хранили воду. И каждое утро она замерзала. Летом становилось полегче в бытовом плане, но тогда очень сильно доставала мошкара и гнус.
Из армии — к жене и сыну
Владимир Амелин проработал в АТП 38 лет. За это время всего один раз расставался с родным предприятием: в мае 1978 года его забрали на службу в армию. Парень стал первым новоуренгойским призывником. В поселке не было военкомата, поэтому на вертолете новобранец отправился в военкомат Надыма. А оттуда — на два года в Новосибирск.
И вот тут вспомнил про упомянутую выше любовь. Незадолго до призыва Володя познакомился с девушкой Галиной. И сразу стало понятно, что чувства будут крепкими. Расписывались в загсе Новосибирска, куда приехала невеста, вскоре у солдата-срочника родился первенец.
Сын, кстати, пошел по стопам отца — четверть века отработал на том же автотранспортном предприятии, до сих пор живет в Новом Уренгое. Дочь Владимира обосновалась в Ессентуках. Дети подарили родителям четверых внуков.
Достать «Буран»
Снегоходы появились в жизни водителя, что называется, для души. Амелин вместе с коллегами Александром Рябовым и Игорем Подовжним в конце 1986 года создал спортивно-технический клуб «Факел». С трудом, через знакомства в ДОСААФе, Владимир купил четыре снегохода «Буран» для тренировок. Эти машины считались большим дефицитом. Спустя год занятий команда АТП-1 заняла третье место на всероссийских соревнованиях в Петрозаводске.
– Первый раз тогда пересел с простого «Бурана» на навороченный «Поларис», предоставленный организаторами, было непривычно, — смеется он, вспоминая заграничный дебют. Потом Владимир где только не гонял: изъездил почти всю Финляндию, Швецию, Норвегию, бывал в Италии и Исландии.
В 1993 году новоуренгоец впервые участвовал в международных соревнованиях на снегоходах из США в Канаду. Длина маршрута — 500 миль (800 километров). Среди 234 участников из разных стран житель Ямала занял 144-е место.
Испытание для исполинов
Во время трудовых будней Амелин хранил верность «Урагану» — как сел за руль исполина после армии, так и проездил 31 год, вплоть до пенсии. Полноприводные четырехосные тяжелые грузовики Минского автомобильного завода применялись, в частности, для доставки турбин на газовые промыслы.
Водителю не раз приходилось мерзнуть в заглохнувшей машине и помогать вытаскивать из колеи застрявших товарищей. Историй таких — множество, ведь Север развивался через тяжелый труд. За вклад в освоение Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения Владимир Амелин награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Встреча после разлуки
В 2014-м Владимиру Александровичу исполнилось 55 лет, он вышел на пенсию и переехал в Тюмень. Возвращался спустя два года — приезжал к друзьям. И этой весной — после многолетней разлуки с городом своей юности стал участником окружного проекта «Герои Ямала».
– Новый Уренгой — такой красавец сейчас, – доволен первопроходец, — полюбовался, всегда его вспоминаю. Благо в Тюмени очень много живет пенсионеров-ямальцев. Даже с нашего АТП больше десяти человек. Мы с ребятами регулярно встречаемся, вспоминаем былые дни, работу.
Текст: Владимир Ганчерко
Журнал «Ямальский меридиан», № 6, 2025 г.