Александр Крамаренко: «Думаю только о тех титулах, которые ещё не завоевал» | «Красный Север»
0°C

Спорт

Александр Крамаренко: «Думаю только о тех титулах, которые ещё не завоевал»

«В тот момент это показалось мне сомнительным мероприятием: я разок вышел поиграть на каком-то спарринге на обычной уличной площадке, в итоге пятнадцать раз упал, плевался во все стороны и сказал, что больше здесь никогда в жизни не появлюсь», — Александр Крамаренко с улыбкой вспоминает о своем первом знакомстве со «снежкой».

Время для чтения ~ 12 минут


Но уже спустя несколько лет он стал единственным в стране четырехкратным чемпионом России по волейболу на снегу, бесповоротно влюбленным в этот вид спорта.

– Как живется обладателю такого титула?

– Честно говоря, абсолютно спокойно. Не думаю о титулах, добытых в прошлом, только о тех, которые хочу завоевать и которые ждут меня впереди. Понимаю, что нужно больше работать, а не почивать на лаврах. Да и вообще я не склонен к звездной болезни. Считаю, что это больше тормозит тебя в твоем развитии, чем помогает.

– Был момент, когда ты даже не думал связываться с волейболом на снегу. Это правда?

– Да, поиграв в него первый раз, я не особо впечатлился. Меня с ним познакомили Тарас Мыськив и Руслан Даянов (будущие чемпионы Европы по волейболу на снегу. – Прим. автора). Мы играли просто на улице, на какой-то скользкой поверхности, про специальную обувь я тогда тоже не знал и вышел просто в обычных кроссовках. Был там как корова на льду (смеется). И да, решил, что ноги моей не будет больше на таком странном мероприятии. Тогда казалось, что основной мой вид спорта — это все-таки пляжный волейбол, а «снежка» — это так, развлечение. Но постепенно волейбол на снегу перерос в самостоятельный вид спорта, с полноценной подготовкой, физической и тактической базой. Теперь есть серьезные команды, готовые развиваться именно в снежном волейболе. И здесь стало все гораздо привлекательнее.

Фото: предоставлено из архива ВК «Факел Ямал»
Фото: предоставлено из архива ВК «Факел Ямал»

– И ты уже стал выступать на официальных соревнованиях по «снежке»?

– Да, в команде с теми же парнями. В волейбол на снегу начали уже играть в формате не 2х2, а 3х3, он стал больше похож на классический волейбол — более силовой, где результат зависит от антропометрических данных и физической подготовки, и мне уже оказалось намного интереснее в него играть. После этого мы выиграли чемпионат России по волейболу на снегу, и наш нынешний тренер, а тогда еще товарищ по команде Пётр Королёв рассказал, что волейбольный клуб «Факел Ямал» создает такой интересный проект, как отделение волейбола на снегу. Мне это было интересно, потому что предполагалось работать с теми людьми, которых я хорошо знал, доверял и у которых мог чему-то научиться. И вот так я оказался в ямальском клубе, и здесь мы с парнями выиграли еще два чемпионских титула и два Кубка России.

– А начинал ты свой спортивный путь, как водится, с волейбола классического?

– Конечно. Я занимался классическим волейболом в московской СДЮСШОР № 73 «Виктория». Правда, начиналось все не совсем обычно: в тот момент набора моего года рождения не было, и 7-летнего меня взяли тренироваться с командой девочек на два года старше. Просто в той же спортивной школе уже несколько лет занималась моя двоюродная сестра, она и уговорила тренера взять меня.

– Девчонки, наверное, были рады твоему присутствию.

– Ой, это на самом деле было ужасно. Я чувствовал себя изгоем: переодевался где-то в коридоре, потому что отдельную раздевалку ради меня одного не выделяли. Стоял там все время в сторонке, пока девчонки весело между собой общались. Но терпел, очень хотелось заниматься волейболом. А потом уже перешел в группу к ребятам на год старше и только затем – по своему возрасту. Там уже появились первые знакомства, друзья.

– Откуда вообще появилось такое огромное желание играть в волейбол, которое оказалось сильнее обстоятельств?

– Все благодаря родителям. Они брали меня играть на пляжных площадках, я все время был с ними в этой волейбольной тусовке, а уже лет в 10–12 играл в «пляжку» со взрослыми. Я всегда хотел проводить больше времени с отцом, и волейбол стал нашей объединяющей силой.

Фото: предоставлено из архива ВК «Факел Ямал»
Фото: предоставлено из архива ВК «Факел Ямал»

– Родители, получается, тоже спортсмены?

– Папа иногда выступал на этапах чемпионата России по пляжному волейболу, а мама занималась в спортивной школе и немного поиграла в сборной Москвы по классике. Каких-то выдающихся достижений не было, но спортом постоянно занимались. И сейчас они всегда рядом. Если мне нужна дополнительная помощь в тренировочном процессе, готовы помочь отработать какие-то элементы, которые плохо получаются или сползают. Родители — большая опора в моей жизни. А сейчас еще и моя жена — Анастасия. Мне в этом плане очень повезло.

– Почему пути с классическим волейболом в итоге разошлись?

– Скажу честно, я был маленького роста, худеньким. В принципе, и сейчас мало что изменилось (улыбается). Мне предлагали только позицию либеро, а принимал я так себе, да и неинтересно было только стоять и подбивать мяч на задней линии. Я хотел пойти туда, где смог бы проявить свои атакующие навыки и продемонстрировать их публике. И доказать, что могу нападать не хуже, чем здоровые дядьки. И переключился на пляжный волейбол.

– И там сразу все получилось?

– Не все было гладко. В 19 лет у меня диагностировали грыжу позвоночника и говорили, что если с этим ничего не делать, то к 20 годам я буду ездить на инвалидной коляске. Так что присутствовали некоторые трудности, которые нужно было преодолеть. Но мы с ними справились и начали потихоньку осваиваться в «пляжке». Сначала я встал в пару с Никитой Соломоновым. Это тоже был невысокий парнишка, его рост 180 сантиметров, но у нас даже неплохо получалось. Потом были другие партнеры.

В 2019 году я один сезон играл с Сергеем Прокопьевым. Опытный спортсмен, чемпион России, участник Олимпийских игр, он помог мне посмотреть на волейбол совсем по-другому. Показывал основные ошибки, которые нужно было исправлять, и сильно мотивировал — я хотел добиться уважения в его глазах, мне это было важно. В итоге мы завоевали бронзу чемпионата России, и это была моя первая медаль чемпионата страны.

– Но к тому времени у тебя уже были медали международных турниров в паре с Василием Ивановым. Этими результатами ты остался доволен?

– Медаль — это оценка той работы, которую проделал я и те люди, которые вкладывали в меня душу, силы и время. Если говорить про чемпионат Европы, то это были мои первые международные соревнования, и завоевать серебряные медали на тот момент было здорово. Но история помнит игроков, пока они стоят на пьедестале. А как только отзвучал гимн, и ты сошел с пьедестала — все, ты должен заново доказывать, и никто тебе свое место впереди уступать не будет. Поэтому стараюсь смотреть и идти только вперед.

Фото: предоставлено из архива ВК «Факел Ямал»
Фото: предоставлено из архива ВК «Факел Ямал»

– Финал чемпионата России — 2025 ты пропустил. Это было осознанное решение?

– Да, у меня были определенные мысли насчет той формы, в которой я находился, качество моей игры меня не устраивало. И я не хотел подставлять ни напарника Егора Жаровина, ни тренерский штаб. Плюс я понимал, что у меня еще впереди снежный сезон, где тоже нужно будет показать высокий уровень игры и дать результат, так что нужно было заложить под него определенную базу. Поэтому да, финал пляжного чемпионата я пропустил, чтобы готовиться к сезону волейбола на снегу.

– А он уже совсем скоро — в середине ноября в Новом Уренгое состоится первый этап чемпионата страны. Какие у тебя ожидания от предстоящего сезона?

– В этом году, я уверен, мы стали сильнее. Как минимум потому, что уже больше времени провели в команде, начали лучше чувствовать друг друга. Прошлый сезон выдался для нас непростым: команда наполовину обновилась, какое-то время мы работали над нужными игровыми связями. И хотя по ходу чемпионата выигрывали много этапов, в финале стали только третьими. Физически были хорошо готовы, но, наверное, не справились психологически с давлением соперника. Определенное разочарование от того сезона, конечно, присутствует, но, как я уже говорил, нет смысла смотреть назад. Тот сезон уже прошел, мы сделали выводы и идем дальше.

– Вы традиционно открываете снежный сезон на домашней площадке. Начинать дома — это особые ощущения?

– Дома играть всегда приятно. А особенно при такой поддержке, как в Новом Уренгое, где нас встречают просто как рок-звезд каких-то. Здесь болеют искренне. Чувствуешь, что, помимо игры, ты можешь дать людям эмоции, позитив, согреть их немного своей игрой. Дети подходят, и у них такие радостные глаза, когда они тебя видят, как будто ты им котенка с дерева снял, честно слово. Подвиг какой-то совершил. А ты просто на самом деле вышел на площадку и сделал свою работу.


Текст: Ольга Овсяник

Журнал «Ямальский меридиан», № 11, 2025 г.


0

0

0

0

0

0



Темы

Спорт, Волейбол, Снежный волейбол, «Факел», История Ямала, Архив журнала «Ямальский меридиан»