обновлено: 04:32, 21 июня 2023
Агропром
На Ямале чинят рыболовецкий флот
Правительство округа выделило дополнительные средства из бюджета для рыбной отрасли. В частности, 36 миллионов рублей пойдут на ремонт 18 плашкоутов на трех предприятиях.
«Несамоходки» износили на 90 процентов
Тема ветшающих рыболовецких судов, а в особенности плашкоутов уже неоднократно поднималась на профильных совещаниях аграриев.
К примеру, из 62 несамоходных кораблей данного типа большая часть – 90 процентов, основательно изношена.
Но поскольку свободные средства бюджета всегда ограничены, действовать собираются поэтапно.
Пока определили три предприятия, из Шурышкарского, Тазовского и Ямальского районов, для части кораблей которых нынче гарантирован ремонт.
При поддержке округа 11 плашкоутов починит АО «Горковский рыбозавод», пять – ООО «Тазагрорыбпром», и еще восстановит два приемно-транспортных судна МП «Салемальский рыбозавод».
Течь в кораблях проверяют на реке
К слову, у салемальцев еще недавно в деле находилось восемь плашкоутов. Однако из-за износа, а некоторым судам уже под 30 лет, половину из них порезали на металлолом.
– Четырех «несамоходок» катастрофически не хватает для работы, – сетует руководитель хозяйства Евгений Головинский. – У нас 14 рыболовецких песков, часть из них находится в районе Салемала, а другие – возле Сюнай-Сале, в 25 километрах от Яр-Сале.
Когда там идет корюшка, а порой объемы ее достигают до 100 тонн, плашкоуты очень нужны, чтобы сохранить уловы.
Для сравнения: до середины 90-х годов на Салемальском рыбозаводе действовали 12 плашкоутов, или, как их еще называют, несамоходных изотермических судов.
Само собой, с тех пор объемы добычи заметно упали. Например, нынешний план – 450 тонн продукции, в два-три раза меньше прежних. К тому же которой год под запретом добыча муксуна и нельмы, а ведь ими когда-то славились уловы местных промысловиков.
Тем не менее выход из ситуации находят.
– Очень радует, что выделили средства на починку двух ПТС, нам это подспорье, – уверен Евгений Алексеевич. – В этом сезоне собираемся вначале летней путины все четыре плашкоута поставить у Сюнай-Сале: там кроме корюшки будут и налим с ершом. А здесь рыбакам на бударках прямо к заводу придется подвозить уловы. В среднем, туда и обратно около 8 километров лишних делать, тратить бензин и время, но что делать?.. Позднее два плашкоута переставим на пески у Салемала, станет легче.
Еще одна проблема салемальцев в отсутствии верфи для ремонта судов.
По словам Евгения Головинского, корабли приходиться проверять буквально на плаву.
– Весна пришла, выходим на реку, открываем трюмы и смотрим – есть ли течь. Потом чрез неделю проверку повторяем и если все нормально, то плашкоут готовим к промыслу: чистим, красим, загружаем в трюм лед. А если нет, то приходится вытягивать его на берег, делать импровизированные штапеля и ставить на пробоине заплатку. Нынче у нас один корабль притонул – сейчас начнем ремонтировать, – заключил аграрий.
Два судна вытащили на берег
Пять плашкоутов из девятнадцати отремонтирует одно из крупнейших предприятий отрасли «Тазагрорыбпром». На эти цели им выделено более 4 миллионов рублей.
Как подчеркнули на предприятии, им такая поддержка крайне нужна. Поскольку собственных средств хватает лишь на зарплату работников, текущее содержание флота, да поэтапное обновление бударок, коих более 30 штук.
– На ближайшее время этим пяти плашкоутов необходимо серьезное восстановление. Им уже больше 25 лет. Два из них в прошлом году вытащили на берег, так как использовать опасно, – сообщил заместитель директора Алексей Бороздин. – Там требуется замена днища и осушительной системы, и еще множество более мелких работ. Для ремонта пригласим профессионалов, которые выиграют соответствующие торги. На предприятии таких специалистов нет…
Кроме несамоходных судов у тазовчан четыре катера, один «Ярославец» и три буксира, которые и таскают по участкам плашкоуты. Эта техника поновее, поэтому пока «не просит» капремонта.
По словам замдиректора, подготовка остального флота началась еще в конце марта. Собственными силами рыбаки проводят корпусные работы, чинят прохудившиеся перегородки, двигатели. Также приводят в порядок плавхолодильник. Он продолжил:
– В идеале нам бы еще несколько плашкоутов, так как сейчас с трудом ими пески закрываем. Летняя путина должна начаться в конце июня, в этом году она затягивается из-за позднего ледохода – в Тазовской губе еще лед не ушел. В наших планах добыть более 1000 тонн рыбы.
«Полярную звезду» ждут в эту навигацию
В 2019 году Ямал планирует приобрести двенадцать новых плашкоутов и отремонтировать еще тринадцать из старого флота.
А еще в плане – ремонт двух рефрижераторных судов.
Об этом сообщил глава департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО Виктор Югай.
– Несамоходный флот – важное звено в производственной цепочке, обеспечивающий сохранность и качество уловов. Кроме того, от технического состояния этих судов напрямую зависит безопасность обслуживающего персонала, находящегося на них круглосуточно, – отметил он.
Также в профильном департаменте напомнили о большом значении для развития рыбодобывающей отрасли крупных самоходных судов.
Напомним, с 2011 года предприятием «Гыдаагро» эксплуатируется судно «Нум» класса река-море. Его используют непосредственно на мете лова для шоковой заморозке добываемой рыбы, а это, в основном, ряпушка. Затем корабль, который способен брать на борт до 300 тонн живого серебра, доставляет свежую продукцию на юг Тюменской области.
Еще одно судно такого типа — «Полярная звезда», переоборудование которого недавно завершилось в Тюмени, должно выйти на ямальские реки в нынешнюю навигацию.
Новинку собираются использовать не только как транспортный рефрижератор, но и как рыбоперерабатывающий комплекс на промысле. Прежде всего, на магистрали Оби, в Обской и Тазовской губах.
75 несамоходных изотермических судов, в том числе 62 плашкоута, находится сегодня в распоряжении рыбодобывающих предприятий ЯНАО.
С начала года на Ямале добыто 1700 тонн рыбы. В лидерах уловов – свыше 200 тонн – ООО «Святогор» и МП «Новопортовский рыбозавод». По 160 тонн добыли МП «Аксарковское РПП» и ООО «Тазагрорыбпром».
В настоящее время предприятия округа готовятся к летней путине, которая открывается на магистрали реки Обь в середине июня и длится до сентября. С начала года на Ямале добыто 1 700 тонн рыбы. Большая часть улова – свыше двухсот тонн – у ООО «Святогор» и МП «Новопортовский рыбозавод». МП «Аксарковское РПП» и ООО «Тазагрорыбпром» добыли по 160 тонн рыбы.