Возвращение блудных рогачей | «Красный Север»
0°C

обновлено: 10:29, 10 марта 2023

Агропром

Возвращение блудных рогачей

Учёные выяснят причины нашествия диких животных.


Оленеводы Сеяхинской тундры дали отпор незваным гостям и круглосуточно охраняют свои стада.

Переполох, который наделали дикие олени, поулегся. Их бросок с севера полуострова, конечно, стал полной неожиданностью для тундровиков. Но теперь инициатива полностью перешла к людям. Кочевники, небольшими компаниями и поодиночке, на снегоходах и пешком гонят своих питомцев к родным чумам. Воздух наполнен криками каюров и шелестом тынзянов.

Об этом по возвращении в Салехард рассказали члены совместной группы, участвовавшие в облете Сеяхинской тундры.

По словам президента ассоциации КМНС ЯНАО «Ямал – потомкам!» Эдуарда Яунгада, даже старожилы Ямальского района не помнят, чтобы дикие олени заходили так далеко на юг. По северной оконечности полуострова, вдоль Карского моря, эти набеги регулярны, но там живет всего несколько семей оленеводов. Люди там научены горьким опытом и знают, как защитить стада.

– Остальные тундровики были застигнуты врасплох. К примеру, один кочевник поехал утром на факторию за продуктами, а вечером вернулся – стада его нет, убежало с дикими. Впоследствии он, конечно, всех вернул, – поведал общественник и депутат Заксобрания ЯНАО. – Теперь люди стали тщательнее окарауливать питомцев…

ПОПУЛЯЦИЮ  «ДИКАРЕЙ»  ПЕРЕСЧИТАЮТ

Напомним, первый сигнал о разгуле «дикарей» поступил в СМИ на прошлой неделе. По словам тундровиков, стада вольных рогачей двигались с севера Ямальского района на юг, завлекая в свои ряды домашних собратьев. 

Сводная группа из представителей двух окружных ведомств и службы ветеринарии 10 и 11 ноября изучала ситуацию на месте.

По словам представителя департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Олега Истрати, специалисты облетели более 400 квадратных километров тундры. За два дня совершили семь посадок и посетили десять стойбищ.

– В первый же день мы обнаружили небольшие группы дикого северного оленя, по 10–15 животных – всего около 200 особей, которые спустились с северных окраин полуострова, –  заявил Олег Сергеевич. – И во второй день мы тоже видели несколько малочисленных групп «дикарей». Многих ли они увели? Данные оленеводов-частников разнятся: у кого-то переманили 50 голов, у кого-то 70 или 100… Но сейчас волнения в тундре уже нет. Люди собрали своих оленей, сгруппировали и погнали на постоянные места касланий.

Как отметил докладчик, в следующем году ямальские ученые исследуют популяцию дикого северного оленя на острове Белый и изучат состояние пастбищ.

– На 2020 год намечен пересмотр Красной книги ЯНАО. К этому времени мы хотели бы знать точную численность дикого оленя, тогда и решим, что с ним делать, – сказал Олег Сергеевич. –  Перед учеными стоит задача: выяснить, что привело к движению стад с острова Белый.

РАСХОДЫ  НА  ГОРЮЧКУ  КОМПЕНСИРУЮТ

Специалисты предполагают, что нынешний набег – разовое явление. Причины же его пока неясны. Возможно, виноват гон, который сейчас уже завершается или аномалии природы – необычайно теплая для ноября погода. Также по некоторым данным на севере Ямальского района прошли сильные ливни, и тундру сковала корка льда, лишившая животных корма.

Однако, со слов живущих и каслающих в тех местах кочевников, большая часть пастбищ на севере всё же доступна.

– При разговорах с оленеводами и личном осмотре мы убедились,  что корма там есть. Рекомендовали предприятиям усилить контроль за окарауливанием стад. Что касается частников: за свое поголовье они сами же и отвечают. В их интересах проявить бдительность. Бригады и частники ввели круглосуточное дежурство: дикий олень боится человека и, видя пастуха, близко не подходит, – пояснил Владимир Бахарев, заместитель начальника отдела департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО.

По словам оленеводов, они недосчитались в общей сложности тысячи голов и продолжают их розыск. Муниципалитет не бросил тундровиков в беде. Эдуард Яунгад заверил: власти Ямальского района намерены компенсировать пострадавшим оленеводам затраты на топливо.

Пострадавшие от «дикарей» оленеводы
Пострадавшие от «дикарей» оленеводы. Фото: Хабэча Яунгад / «Красный Север»

Пострадавшие от «дикарей» оленеводы рады, что на их беду откликнулись региональные власти.


ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

У Карского моря держат оборону

Один из участников поездки в Сеяхинскую тундру, главный редактор окружной газеты «Няръяна Нгэрм» Хабэча Яунгад едва успевал отвечать на звонки обеспокоенных земляков.

– По прилету в Сеяху нас уже ждали те, кто потерял оленей, – сообщил он. – Например, частник Валерий Окотэтто за раз лишился стада в 600 голов. Пока мы добирались до места, он успел разыскать 400 беглецов. Чтобы вернуть остальных ему нужно топливо, но бочка бензина в Сеяхе стоит аж 15 000 рублей!

Первую поездку мы совершили на стойбище Якова Вэнго. Перед нашим прилетом он с товарищами разогнал более 150 диких оленей. Они стали дежурить по очереди, чувствуется, что настроены решительно и отстоят стада. Другой частник – Владимир Вануйто рассказал, что через его стойбище прошли 200 «дикарей», с которыми ушли 15 домашних рогачей. По его словам, есть снегоход, чтобы догнать убежавших, но нет времени ехать в село за бензином…

А оленевод Михаил Тусида живет на берегу Карского

моря. У него семья из шести человек и стадо в одну тысячу голов. Он привык

отбиваться от «дикарей». Каждый год они уводят у него и из соседних стойбищ до

сотни и более домашних оленей. Эти тундровики уверены, что популяция диких

оленей только растет.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 10:29, 10 марта 2023

Темы

Омбудсмен