«Дикари» переманивают у тундровиков оленей | «Красный Север»
0°C

обновлено: 04:40, 10 марта 2023

Аргиш

«Дикари» переманивают у тундровиков оленей

Жители Сеяхинской тундры жалуются на диких северных оленей. По их словам, стада «беспризорных» рогачей движутся с севера Ямальского района на юг, завлекая в свои ряды домашних собратьев. «Дезертирство» приобретает массовый размах, кочевники говорят о сотнях беглецов. То ли еще будет?


ПЕРЕПОЛОХ ТУНДРОВОГО МАСШТАБА

– Разговаривать особо некогда, оленей надо возвращать! – торопливо заявил по телефону оленевод-частник Валерий Окотэтто. – Семьсот голов у меня было, а эти «дикари» всего за три дня сманили к себе большую часть стада. Только двести оленей сумел сберечь…

Так и не сообщив подробности происшедшего, тундровик взял запас бензина и помчал на «Буране» догонять дикое стадо. О том, что он уже далеко, нам рассказала его мама, Галина Иримбоевна. По словам женщины, сын был очень взволнован и взял с собой друга Тюдо Окотэтто. У того ситуация ещё драматичнее – с чужаками на юг ушло всё его стадо в 250 голов. Перед отъездом он поведал нашей собеседнице, что накануне вечером отправился собирать стадо, но никого не нашел. Видимо, мар – вожак диких олешек  – позвал сородичей за собой.

По словам Хабэчи Яунгада, редактора «Няръяна Нгэрм», такая же участь постигла с десяток частников. Некоторым из них посчастливилось перехватить уходящую за горизонт массу и вернуть часть беглецов. Остальные продолжают преследование. По словам местных жителей, вероятнее всего, растущее как снежный ком стадо направляется в сторону Яр-Сале.

А МОЖЕТ, ВИНОВАТ ГОЛОЛЁД

В самый разгар оленьей миграции в Салехард приехал Тимофей Лаптандер, руководитель Сеяхинского оленеводческого хозяйства «Ямальское». Аграрий намеревался обсудить ситуацию в стадах со специалистами профильного департамента.

По словам нашего собеседника, дикие олени всегда доставляли кочевникам Ямальского района и Гыдана неудобства. Страдали в основном частники, так как их поголовье традиционно самое большое.

– Раньше чужаки ограничивались небольшими «пополнениями» в 150-200 голов и убирались восвояси. А до Тамбея, к примеру, они никогда не доходили, – рассказал он. – Нынче они впервые так углубились в тундру. На мой взгляд, на севере, возле пролива Малыгина, начался гололед – мох покрылся ледяной коркой и, вероятно, «дикари» мигрируют в поисках пищи…

На вопрос, можно ли отбить «заблудших» быков и важенок от «нецивилизованных» сородичей, Тимофей Лаптандер с сомнением покачал головой:

– Как отбить? Нужны снегоходы, чтобы догнать, а там снега еще очень мало – не получится. И окарауливание тоже не особо помогает – держать домашнего оленя в одном месте невозможно, он всегда свободно пасется. Остается один метод – отпугивать непрошеных гостей…

А вот летом проблем с «дикарями» никогда не возникало. В теплое время в местах их традиционного обитания на острове Белый, а также вдоль рек Яхадыяха, Пяседаяха и Яптикяха много корма, поэтому им нет нужды пускаться в дальние переходы.

«ВАРВАРА» ПРИЗНАЮТ ВОЖАКОМ

Поясним, что домашний северный олень – не чета беспризорному собрату. Он в полтора-два раза легче «дикаря», чей вес порой достигает 150 килограммов, а  передвигаться он может со скоростью 80 километров в час. Пройдя рейдом по оленеводческим пастбищам, чужаки уводят с собой совхозных и частных важенок, а их потомство с трудом поддается приручению.

Как отметил президент ассоциации «Ямал – потомкам!» Эдуард Яунгад, домашние олени чувствуют силу и превосходство «дикаря» и следуют за ним как за вожаком. Такова природа. Кстати, доморощенных быков и важенок «варвары» сманивали давно, и не только в Ямальском районе, но комплексных мер по решению проблемы пока не предпринималось.


Около 2,5 тысячи голов – общая популяция диких оленей на острове Белом и на полуострове Ямал. Более 150 тысяч животных – поголовье домашних оленей в Ямальском районе. 



Кстати

БРАКОНЬЕРЫ ДОБИВАЮТ «ДИКАРЕЙ»

В прошлом столетии дикий северный олень был распространен в тверских, ярославских, костромских и ветлужских лесах европейской России, за Уралом и на востоке. Однако из-за неумеренной, хищнической охоты поголовье этих животных резко сократилось.

В наше время их больше всего осталось на Таймыре. Но и там поголовье «дикарей» находится под угрозой сокращения – браконьеры бьют рогачей ради деликатесных языков, рогов и пантов, а туши подчас просто бросают на месте преступления.

Напомним, на Ямале из-за снижения численности добыча диких оленей запрещена с 2015 по 2020 годы. А его популяция занесена в Красную книгу ЯНАО.


Тынзян (аркан) – самое надежное средство вернуть оленя в родное стадо.jpg
Тынзян (аркан) – самое надежное средство вернуть оленя в родное стадо.jpg

Тынзян (аркан) – самое надежное средство вернуть оленя в родное стадо


Комментарий

ПО СЛЕДАМ ОДИЧАЛЫХ ОТПРАВИТСЯ СПЕЦРЕЙС

В профильном департаменте, куда обращался за поддержкой руководитель МОП «Ямальское», поведение диких оленей вызывает недоумение.

Как сообщил «КС» начальник управления по охране и регулированию использования животного мира Олег Истрати, пока непонятно, «что это за олени, откуда пришли и что там делают».

– За последние три дня данные о якобы огромном стаде «дикарей» скакали от пятисот голов до восьми тысяч. Кто их на самом деле подсчитывал? В тех местах такого количества не должно быть в принципе, – подчеркнул глава управления. – И непонятна паника среди оленеводов. Поскольку они всегда жили в гармонии с дикой природой. И если «дикарь» уводил домашнего оленя, то тундровики собирались вдогонку и отбивали своих питомцев. Это естественный процесс и никуда от него не деться.

По его мнению, кочующее стадо, возможно, не дикое, а одичалое. То есть это те животные, которые ранее потерялись, отбились от домашних стад и стали вести вольную жизнь. При этом к дикому виду они все равно не относятся.

– Одичалое стадо свободно гуляет в верховьях полуострова Ямал. А вот дикому оленю несвойственно идти на юг, он не совершает таких длинных миграций, как домашний.

И всё-таки, считает Олег Истрати, надо во всём разобраться на месте. Выяснить, что за шумиха и кто виноват. Для этого в Сеяхинскую тундру отправляется совместная группа специалистов, включая представителей ямальского АПК. В Сеяхе они возьмут проводников, осмотрят территорию выпаса с воздуха и земли, тогда и сделают выводы. Их вылет намечался на 10 ноября. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от капризов погоды.


Нюансы

ОХРАНЯТЬ СВОИХ – ОТПУГИВАТЬ ЧУЖИХ

На Ямале введён мораторий на отстрел северного оленя, поэтому оленеводы могут лишь отпугивать незваных гостей.

Об этом читателям «КС» напомнил Андрей Ревнивых, начальник отдела по развитию животноводства, растениеводства и племенной работы департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО.

– О бегстве домашних оленей мы узнали от третьих лиц. Официально пока нам никто не жаловался, – отметил он. – Да, появилась информация о движении дикого северного оленя с севера на юг, что для него несвойственно. С острова Белого они вряд ли бы сейчас пришли – пролив Малыгина еще не замерз. А то, что «дикари» уводят с собой домашних – вполне возможно. Оленеводам и предприятиям по возможности необходимо охранять стада от пришлых рогачей. К примеру, в Красноселькупский район нередко забредают чужаки из Красноярского края. Их тоже отпугивают.


Илебц, так по-ненецки называется дикий олень. Интересно, что это же слово, только в другой транскрипции, означает «дающий жизнь» или «жилище».




3

0

0

0

0

0



обновлено: 04:40, 10 марта 2023

Темы