К оленьим бегам юноша сделал нарты без единого гвоздя | «Красный Север»
0°C

Аргиш

К оленьим бегам юноша сделал нарты без единого гвоздя

Нарты – универсальное средство для перевозки людей и грузов в условиях тундры оленями и снегоходами. Одни и те же сани используются круглогодично. В качестве материала на их изготовление идут растущие на Ямале ель, береза или лиственница. Нарты из березы служат в два раза меньше, так как эта древесина быстро гниет. Ель нужного размера можно найти разве что в Шурышкарском и Красноселькупском районах округа. С лиственницей попроще, да обработке она подвергается лучше и служит дольше.


Константин Окотэтто, оленевод-частник. Свое стадо в летний период выпасает в 400 километрах от окружного центра, на берегу Карского моря. Байдарацкая губа – это сплошная тундра, напрочь лишенная леса. К зиме оленевод каслает оленей ближе к районному центру Приуральского района, поселку Аксарка. Здесь появляется возможность починить имеющиеся нарты и построить новые взамен износившихся.

– Каждый тундровик, – рассказывает Костя, – имеет свои нарты от рождения. Уже лет в 7-8 дети легко управляют оленьей упряжкой, это нормально. Я впервые взял в руки хорей в 6 лет, а первые свои нарты собрал в 14.

Теперь каждую зиму оленевод за время зимовки в Приуралье старается обновить свой «нартопарк». Вот и сейчас за месяц не спеша сделал четыре. В среднем на производство одних нарт у Константина уходит около недели. При острой необходимости может собрать за полтора-два дня. Использует свежую лиственницу, говорит, что эта древесина лучше гнется.

Поскольку работа ведется в тундровых условиях, то весь инструмент ручной, никаких электроприборов: ножовка и топор, коловорот и нож, ненецкая ручная дрель времен дальних предков и всё. Кстати никаких саморезов, гвоздей и прочих металлических креплений – только дерево и прочная веревка, плетенная из оленьей кожи.

Недалеко от Кости орудует топором его однофамилец, сын брата, 16-летний Станислав. Он тоже мастерит нарты. В этом году юный оленевод впервые в жизни примет участие в гонках на оленьих упряжках во время Дня оленевода в Аксарке 1 апреля.

– Спортивные нарты, – делится секретом Стас, – легче и короче обычных. А еще у них немного уже полозья – для лучшего скольжения по подготовленной трассе.

Первые нарты Стас смастерил год назад. Эти, спортивные, его юбилейный, десятый экземпляр. Надеемся, они принесут ему удачу в предстоящей первой в жизни гонке.

Стоимость стандартных нарт при покупке (длина 2,5 метра) 25–30 тысяч рублей. Если они больше, соответственно, выше цена. Недешево, потому, наверное, почти каждый оленевод владеет древней техникой их изготовления.


0

0

0

0

0

0



Темы