обновлено: 10:05, 03 августа 2022
Аргиш
Малица ручной работы прослужит полвека
«КС» узнал секрет одежды, которая даст фору брендовым курткам для Арктики.
Чтобы сшить добротную малицу, понадобится пять шкур неблюев, по одной – пешки, панды и пендука, а еще четыре оленьи лапы.
Чтобы одежда не расползалась по швам, нитки должны быть из оленьих жил (никакого капрона!), для выделки подойдет свежая печень и черная (ржаная) мука.
Если вы всем этим располагаете, советы Полины Филипповой из Харсаима как раз для вас. Представительница народа коми-зырян знает о пошиве малиц решительно всё.
У нашей собеседницы большая семья: трое взрослых детей, пять внуков и один правнук. Ей всегда есть для кого вкусно готовить и шить. Скорняжные университеты мастерица проходила еще в детстве. Родители каслали олене й в Приуральской тундре, ловили рыбу, а маленькая Поля перенимала «швейные» навыки у бабушки. Это она научила ее шить малицы, тоборы, кисы и бурки.
С тринадцати лет девочка самостоятельно выделывала шкуры и лапы тундровых рогачей. Через пару лет Полину освободили от всех прочих домашних забот в пользу пошива одежды – уж очень качественные изделия выходили из-под ее иглы…
Теперь самое время пояснить читателям все незнакомые термины. У коми пешка – новорожденный олень, в полтора-два месяца он уже пендук, через три-четыре – неблюй, ну а спустя два-три года его уже называют пандой. Для малицы забивается пять неблюев, затем по одному всех остальных. Шкуры вначале сушатся на солнце, а потом несколько раз смазываются варевом из печени (у каждой умелицы свой рецепт), посыпаются мукой и вновь сушатся. Только после этой процедуры, которая займет в зависимости от погоды до десяти дней, приступают к кройке и шитью.
Нитки делаются вручную из высушенных жил взрослого животного. Основа малицы шьется из шкурок неблюев. Цвет и качество меха тщательно подбираются еще на живых олешках. Капюшон из самой тонкой, нежной, мягкой и гладкой кожи – пешки. Нижняя часть, примерно 20 сантиметров – из панды; она должна быть очень прочной, так как соприкасается со снегом и травой. Рукавицы делаются из шкуры оленьих лап.
– Если выкройки и нитки готовы, – говорит Полина Егоровна, – а на это может уйти неделя, то сшить малицу можно всего за два-три дня. Кстати, к детской малице другие требования, она шьется только из пешки. Поверх готового изделия надевается чехол – эдакая сорочка из плотной однотонной ткани, мы называем ее гусь.
Для кочевников, которые много времени проводят на морозе, к стандартному комплекту прилагается вторая малица на два размера больше – что-то вроде огромного ямщицкого тулупа. В такой одежде тундровик может сутками находиться на самом лютом морозе, даже спать в снегу.
Правильно пошитая малица при повседневной носке служит не менее семи-восьми лет. Впрочем, при особом качестве «сборки» этот срок – в разы дольше. Полина Егоровна продемонстрировала «КС» экземпляр, который носит с семнадцати лет! Полувековая меховушка до сих пор в активной «эксплуатации», наша собеседница надевает ее, когда заготавливает дрова либо помогает родственникам в период забойки.