В тюменском музее, откуда выставили ямальцев, хотят дёшево выкупить этностойбище | «Красный Север»
0°C

Аргиш

В тюменском музее, откуда выставили ямальцев, хотят дёшево выкупить этностойбище

Археологический заповедник на озере Андреевском под Тюменью теряет посетителей. Если год назад посетители ночной музейной акции забили машинами обочины до самой трассы, а это четыре километра, то нынче гости уместились вдоль забора. Без ямальского стойбища и мини-зоопарка с любимцем публики козлом Фёдором, лебедем и кроликами, территория опустела и не привлекает внимания…


Историю о том, как учреждение не продлило договор с общественной организацией «Кедр», которая занимается адаптацией ямальских студентов и сохранением национальной культуры, «КС» опубликовал 29 апреля. Мы рассчитывали прояснить ситуацию у руководства недавно созданного Тюменского музейно-просветительского объединения, к которому теперь относится музей-заповедник, отправили запрос с надеждой на встречу.

Но разговора не получилось, в редакцию прислали сухие ответы на выборочные вопросы за подписью генерального директора Светланы Сидоровой. Например, объяснение по поводу причин не продлевать договора с «Кедром», дали такое: «Владельцам выставки было предложено продолжить сотрудничество в практике государственной поддержки НКО». И попробуй, пойми, что конкретно за этим стоит…

Дальше в письме следуют общие фразы про сохранение культурного наследия в рамках уставной деятельности и планах обновить выставочное пространство, чтобы сформировать полный комплекс услуг на территории. В конце подчеркивается: «Кедру» сделано предложение о взаимовыгодном сотрудничестве. Но без ответа.



Чтобы без торгов…

Мы вновь встретились с руководителем ТРОО «Кедр» Владимиром Климовым, чтобы выяснить, что за предложение и почему он тянет.

Климов говорит, что официальных предложений о взаимовыгодном сотрудничестве ни в какой форме не получал. Не исключает, что письмо потерялось в канцелярии. На его памяти лишь идея новой заведующей продать учреждению то, что еще не вывезено: рубленный дом охотника, хантыйскую избу, лабаз, навес с обласами (лодки-долбленки), навес с летней кухней и глиняную печь. Цена – сто тысяч рублей за всё, минуя торги.

– Я жду конкретных внятных идей. Если музейщики решили просто выкупить всё по дешевке, тогда извините, ни о каком долгосрочном сотрудничестве речи быть не может. Только дом охотника обошелся мне дороже, чем сумма, предложенная за всё, – прокомментировал Владимир Климов.

«Кедровый» дебет с кредитом

Бывшей заведующей Археологическим музеем-заповедником Ирине Малых, которую уволили ровно тогда же, когда распрощались с общественниками, до сих пор звонят из турбюро. Графики экскурсий были расписаны вплоть до августа. А теперь люди недоумевают, почему любимое место вдруг опустело… Напомним, музей под открытым небом в Тюмени создавался для сохранения национальных праздников, адаптационных мероприятий для коренных. Но в итоге стал очень популярным. Быть может за расставанием «Кедра» с музеем скрывается денежный интерес?

– У меня был процент от прибыли, – отвечает Климов. – На билетах музей зарабатывал 500–600 тысяч, из них триста мои. Они сразу распределялись по расходам. На корм для животных минимум 150 тысяч за год уходило. Покрытие чумов год-два только терпит, сколько не окуривай, у нас же чернозем – грибок идет, на перешивку тысяч пятьдесят–шестьдесят уходит. Плюс дрова, оборудование, избушку сломали – я ремонтирую, забор обновить – тоже... Несколько раз в год автобус нанимали, чтобы привезти студентов на большие мероприятия, а уж если привез, должен всех накормить. На пятьдесят человек шашлыка купить – тоже сумма приличная. Чаще всё в ноль билось, но, бывало, и в минус уходил.



Земля предков

О том, чтобы продать интерактивную коллекцию, общественник в принципе не думает. Сейчас Климов не теряет надежду на то, что отношения с бывшим партнером все-таки потеплеют, дипломатическими ходами пытается их наладить.

– Я был в комитете по делам национальностей Тюменской области, его руководитель Евгений Воробьев предложил подумать о заключении четырехстороннего соглашения между департаментом культуры, музейным объединением, комитетом по делам национальностей Тюменской области и Ассоциацией КМНСС и ДВ РФ, куда входит «Кедр». Проработать его в рамках соглашения между Ассоциацией и Правительством Тюменской области о сохранении национальной культуры и проведении совместных мероприятий. Недавно Григорий Ледков и Владимир Якушев подписали такой документ, – сообщил руководитель ТРОО «Кедр».

– Мы будем искать возможность вернуться туда. Эта земля – памятник молчановской культуры (археологическая культура конца бронзового – начала раннего железного веков в Томско-Нарымском Приобье), там жили финно-угры – наши предки… Я готов без всяких обид воссоздать всё заново на старом месте, в противном случае переедем на новую землю, – объяснил Климов.

Но насколько притягательной бы не была территория у озера, исторических мест в области хватает. Недавно общественник встречался с археологами и выяснил, если копнуть глубже – в средние века, то можно встретить очень много финно-угорских городищ по Старотобольскому тракту и в сторону реки Тавды, там сохранены финно-угорские топонимы.

Туристов изучили насквозь

– Акция «Ночь в музее» убедила новую заведующую в том, что посещаемость археологического музея обеспечивала этнокультурная составляющая стойбища коренных народов. Она сама мне в этом призналась. И это на самом деле так. Мы за пять лет изучили предпочтения и желания туристов. Люди хотят видеть носителя традиционной культуры, а не ряженых. Хотят окунуться в культуру хотя бы на час, сбросить городской стресс, почувствовать единение с природой... – заключил Владимир Климов.

«КС» следит за развитием событий.


0

0

0

0

0

0



Темы