Экономика
На Ямале на будущих работников начинают «охотиться» с малых лет
Горизонт планирования – десятилетие. Как крупнейшие компании видят перспективы автоматизации, что это означает для рынка труда, и на что готовы пойти фирмы, чтобы получить сотрудников, которые им нужны?
Лет двадцать назад, когда слова «пользователь ПК» в резюме еще что-то значили, в редакции «Красного Севера» трудился целый отдел людей, главной задачей которых было набирать на компьютере рукописные тексты. В их работе, как можно догадаться, быстро пропал смысл. А вскоре уже и новостная журналистика может стать жертвой технологий: ряд западных изданий последние несколько лет совершенствует нейросети, способные самостоятельно готовить заметки на заданную тему…
И это только одна сфера использования искусственного интеллекта. Внедряют же его повсеместно, вплоть до – как «КС» уже рассказывал, – диагностики пациентов. Но как это отразится на людях? Изменению бизнеса в наступающую эпоху ИИ была посвящена дискуссия в рамках деловой программы питерского экономического форума.
– Главный вызов, который мы преодолеваем, – внутреннее сопротивление сотрудников. У них есть впечатление, что машина первым делом выявит их слабости, а вторым – уничтожит. Конечно, не физически, а благодаря своей производительности, лучшему качеству аналитики и решений, – констатировал Андрей Варичев, генеральный директор УК «Металлоинвест».
В реальности автоматика не замещает людей не местах, заверила Барбара Фрей-Спрейтер, исполнительный вице-президент по Европе Schneider Electric. О частном случае рассказала Агнес Риттер, техдиректор «Северстали. На стане горячей прокатки в Череповце недавно установили интеллектуальную систему контроля качества. Но она лишь дает подсказки оператору. Больше того, чтобы следить за оборудованием и моделировать получаемые данные, потребовалось еще два сотрудника.
Пример, который привел президент МТС Алексей Корня, был менее позитивным:
– После внедрения приложения для самообслуживания мы сократили наш кол-центр на тысячи людей. И, по нашим прогнозам, к 2023 году до 80 процентов всех сервисных операций будет осуществляться машинами и с участием машин.
Технический директор «Северстали» напомнила об исследовании, которое несколько лет назад провели в Сколково. В соответствии с ним до 2030 года в связи с цифровой трансформацией экономики исчезнут почти 60 профессий – но новых появится в три с лишним раза больше. Правда, и требования к ним будут уже другие. Чтобы подготовить людей к работе в новых условиях, компания планирует за несколько лет переобучить десятки тысяч сотрудников с упором на цифровую грамотность.
– В результате промышленных революций дети превратились из актива, рабочей силы, в ответственность – их нужно обучить, поднять, и только в двадцать лет, в лучшем случае, они будут готовы выполнять задачи, которые ставит современный технологический мир. А если мы говорим про следующую революцию, в сфере ИИ, – требования становятся еще выше, – считает Алексей Корня.
Но всем спецами не стать. Президент МТС упомянул эксперименты последних лет по введению в нескольких государствах безусловного базового дохода – платежей жителям по факту рождения, без необходимости хоть что-то делать:
– Это во многом связано. Для людей не хватит рабочих мест в высокоинтеллектуальных отраслях, легче им просто заплатить.
Зато конкуренция за высококвалифицированных айтишников – жесточайшая, рассказал Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф Банка»:
– Можно найти кадры. Они дорогие, востребованные, капризные, но привлечь их возможно. Но это сейчас…
Ответом на вопрос, что фирма будет делать потом, стала работа с вузами. А на еще более отдаленную перспективу нацелено сотрудничество банка со школами:
– Мы учим детей машинному обучению, разработке, программированию на востребованных языках, и надеемся, что со временем они станут нашими сотрудниками, – говорит Оливер Хьюз. А даже если найдут другое место, для рынка в целом это выгодно в любом случае, заключает он: «Если все так будут делать – всем будет хорошо».
НЮАНСЫ
Эксперименты удаются не всегда
В Салехарде работал класс «Ростелекома». Но на неопределенный срок проект закрылся: школьники потеряли интерес.
Эту работу вели на базе старших классов третьей школы с углубленным преподаванием технических предметов, сообщили «КС» в городском департаменте образования:
– Работали с компанией, там для учеников проводили ознакомительные экскурсии. Но потом всё сошло на нет, – рассказала главный специалист отдела общего образования Людмила Донец. – В школе говорят, что дети подостыли, у зачисленных в десятый класс это направление оказалось невостребованным. В этом году там отказались от продолжения работы. Сейчас ведут переговоры с «ЛУКОЙЛом»…
Одних лишь подростков винить в таком развитии событий сложно, считают в департаменте: всё зависит от того, удастся ли потенциальному будущему работодателю их привлечь.
– Когда дети приходят на предприятие, от того, насколько «вкусно» им там подают материал, зависит и интерес к профессии. Например, в шестой школе у нас есть корпоративный класс аэропорта, и там учеников запускают, что называется, в «кухню»: они видят и управление полетами, могут присутствовать при ремонтных работах, посадках самолетов. И ребята туда идут охотно. Мы готовы сотрудничать, но хочется заинтересованности и со стороны предприятий, – говорят сотрудники учреждения.
В Салехарде делают упор на физико-математические науки, но готовят всё же не только технарей – так, в первой школе работает профильная медицинская группа, со школьниками занимаются при поддержке ЯМК и окружной клинической больницы. А ученики средних классов участвуют в профилировании, присматриваясь к разным профессиям в колледже, техникуме и разных организациях – вплоть до поисково-спасательного отряда.
ДЕТАЛИ
Какие компании интересуются ямальскими школьниками?
По данным департамента образования ЯНАО, десятые-одиннадцатые классы уже почти целиком охвачены профильным обучением. Школьники занимаются по 43 направлениям. В том числе в регионе работают корпоративные профильные классы по 11 направлениям.
К примеру, в селах Новый Порт и Мыс Каменный Ямальского района работают «Классы точных наук» – профориентационный проект в школах-интернатах, который в прошлом году выпустил первых абитуриентов, реализует «Газпромнефть-Ямал».
Новые классы, открытые в завершившемся учебном году:
• Надымский район – «Банк. Бизнес класс»;
• Салехард – «Новатэк-класс» и «Индустриальный класс»;
• Новый Уренгой и Ноябрьск – «Сбербанк-класс»;
• Надым – спортивные классы (футбол и хоккей), «Педагогический класс».
С 1 сентября в Новом Уренгое начнутся занятия в «Импульс-классе» – первом на Ямале корпоративном классе СМИ. Уроки у школьников будут вести сотрудники компании и специалисты вузов. Кроме того, учеников будут привлекать к реальной тележурналистской работе.
На базе 83 школ и 6 колледжей Ямала учеников одновременно с получением среднего общего образования готовят по выбранным профессиям. Всего этим направлением охвачено 2200 человек.