Севморпуть загружают во все руки | «Красный Север»
0°C

Экономика

Севморпуть загружают во все руки

По Северному морскому пути перевезли рекордный объем грузов, и теперь, по указу президента, его необходимо обновить несколько раз за ближайшие шесть лет. Резервы для загрузки самой холодной магистрали ищут все – от федерального правительства до арктических регионов и «Атомфлота». Основная цель – сделать транзит круглогодичным. Насколько это реально?


На этой неделе вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что одним из основных вопросов в повестке международного форума «Арктика – территория диалога», который пройдет в Санкт-Петербурге 9–10 апреля, станет развитие Северного морского пути (СМП). 

– Переход к практической реализации мероприятий по повышению загрузки Северного морского пути займет большую часть повестки будущего форума, – сказал вице-премьер 20 марта во Владивостоке на Дне инвестора. – Мы давно говорим о его развитии. Те проекты, которые сейчас реализуются, прежде всего, компанией «НОВАТЭК», создают необходимость круглогодичного использования СМП. 

Согласно майскому указу Президента РФ, к 2024 году грузооборот по Северному морскому пути должен увеличиться до 80 миллионов тонн в год. Это в 4 раза больше, чем в рекордном 2018 году, когда по СМП было перевезено 19,7 миллиона тонн. Поэтому сейчас все, кто в России имеет хоть какое-то отношение к принятию решений по дальнейшему развитию Арктики, ищут варианты дополнительной загрузки Северного морского пути. 

И дело не только в указе президента, который выполнять, безусловно, нужно. Просто у нашей страны, действительно, в кои-то веки появился уникальный шанс за несколько ближайших лет резко и надолго изменить жизнь в Заполярье в лучшую сторону. И «ключ» к этому – Севморпуть. 

С этой точки зрения интересна недавняя встреча главы «Атомфлота» Мустафы Кашки с губернатором Архангельской области Игорем Орловым. На ней обсуждали логистику единственного в мире атомного контейнеровоза ледового класса «Севморпуть» (он принадлежит «Атомфлоту»). Это судно нынешней весной возит оборудование из Архангельска на Ямал для строительства «Арктик СПГ 2». Далее его задействуют на перевозке рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны

А чтоб контейнеровоз не ходил обратно порожняком, Архангельск предлагает загрузить его в восточном направлении своим товаром. Ежемесячно из Архангельской области в Китай по железной дороге через всю страну отправляется около двух тысяч контейнеров с оборудованием, пиломатериалами и так далее. Весь этот поток регион готов отправлять по Севморпути. 

Кроме того, на прошедшем недавно в Новом Уренгое Ямальском нефтегазовом форуме архангелогородцы предложили варианты увеличения потоков грузов между портом Архангельск и Ямалом. Это тоже пойдет в «зачет» Севморпути. 

Свою лепту в поиск дополнительных грузов для Севморпути добавило Министерство природы РФ. В ведомстве подготовили новый прогноз грузовой базы этой трассы, основанный на анализе проектов по освоению минерально-сырьевой базы Арктической зоны России. 

Как и прежде, по мнению Минприроды, основную часть грузопотока по СМП к 2024 году обеспечит Ямал – 31,3 миллиона тонн сжиженного природного газа с заводов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2», 6,4 миллиона тонн нефти – с Новопортовского месторождения. 

При этом в прогноз добавлены 19 миллионов тонн угля Таймыра (компания «ВостокУголь»), 14,9 миллиона тонн нефти Пайяхи («Нефтегазхолдинг») и Сузунского, Тагульского, Лодочного месторождений («Роснефть»), пять миллионов тонн грузов обеспечения («Полиметалл»). В итоге цифра получалась даже больше, чем в указе президента, – 82 миллиона тонн в год. 

– Речь в документе идет только о проектах освоения минерально-сырьевой базы (Арктики). Здесь нет иных грузов, которые будут поступать (на Севморпуть) от производителей продукции Урала, Сибири или Центральной России. А этот объем тоже будет, – поясняет директор департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды России Сергей Хрущев, которого цитируют в сообщении ведомства. 

На самом деле прогноз загрузки Северного морского пути в ближайшие пять лет будет меняться еще не раз. Та же «Газпром нефть» на Ямальском нефтегазовом форуме заявила, что в 2023–2024 году начинает добывать нефть из ачимовских залежей Ямбургского месторождения на Ямале и экспортировать ее по СМП. Объем – пять миллионов тонн в год с перспективой пятикратного увеличения. А с Нового Порта на экспорт по Севморпути в прошлом году ушло 9,9 миллиона тонн жидких углеводородов. 


0

0

0

0

0

0



Темы

Севморпуть