обновлено: 18:55, 25 сентября 2022
Культура
Война на кончиках пальцев. На Ямале снова побывал театр «Недослов»
На прошлой неделе на трех ямальских сценах свершилась настоящая магия – в Арктический регион вернулся единственный в своем роде театр «Недослов». Зрителям, по их собственным отзывам, действительно было не до слов – спектакль «Здесь птицы не поют» перевернул их представление о том, как нужно рассказывать о войне. Ведь привычный сюжет о разлуке, потере и подвиге актеры воспроизвели на языке жестов.
«Ямал – глоток свежего воздуха»
– Наш театр не имеет аналогов в мире, – рассказал «КС» директор «Недослова» Сергей Бидный. – Все 24 актера – выпускники Российской государственной специализированной академии искусств, только там готовят подобных профессионалов. В труппе вообще нет москвичей – в свое время ребята приехали учиться из Омска, Барнаула, Ижевска, Ярославля, Калуги, Пензы, Саратова и других городов.
География гастролей театра не менее широка: труппа объездила почти всю Россию и не раз срывала овации за рубежом. На «краю земли» артисты впервые побывали только в прошлом году - тогда на сценах Ноябрьска, Нового Уренгоя и Салехарда с ошеломительным успехом прошел спектакль «О тебе…» по мотивам знаменитых отечественных рок-баллад. В 2019 никто не мог предсказать, что свой следующий – посткарантинный – театральный сезон актеры будут открывать тоже в Арктике.
– Для нас эта поездка – глоток свежего воздуха, – отмечает Сергей Бидный. – Мы потеряли себя на время пандемии, с 12 марта не сыграли ни одного спектакля. Наверное, нашей поездкой на Ямал дело и кончится: у нас есть планы на ноябрь, но я почему-то уверен, что им не суждено осуществиться. Слава богу, здесь про нас не забывают – места тут совершенно очаровательные. И, что уж говорить, платят тоже по-ямальски, от души.
– Помню, как здешние зрители с восторгом и теплом воспринимал спектакль «О тебе», который мы привозили в прошлом году, – рассказала с помощью переводчика актриса театра Виктория Барышникова. – Аплодисменты были очень долгими, огромная энергетика была в Салехарде. Тогда мы впервые плакали на поклоне.
Шекспир на языке жестов
Нарушения слуха есть у всех актеров «Недослова»: в труппу попали те, кто не слышит совсем ничего, и те, кто все же различает окружающие звуки. Поэтому процесс работы над каждым спектаклем необычен и кропотлив: он начинается с переложения сюжета на понятный актерам язык и заканчивается трудоемкой шлифовкой пластического рисунка.
Перед каждым выступлением программу «прогоняют» полностью, ведь хореография в театре – не только и не столько порыв, сколько заранее выверенный порядок перемещения по сцене. Однако от этого сценическое действо не менее впечатляет.
– Когда ребята общаются между собой, они очень глубоко «в собеседнике», – отметил Сергей Бидный. – Они не смотрят в глаза, на руки, но считывают образ целиком. Для театра очень важно, когда на сцене есть такое партнерство. И этим наши актеры выразительно отличаются от остальных.
«Недослов» не отказывается от постановки классики, несмотря на то, что артистам изначально неясны многие, особенно абстрактные, понятия – для них приходится искать свою, доступную интерпретацию. Репертуар театра фантастически широк – от «Гамлета» до «Любви и голубей».
– На премьере наших «Господ Головлевых» был сам Юрий Норштейн, – добавил Сергей Бидный. – Он сказал тогда: «Это просто космос. Они – гении». А после «Гамлета» одна из театральных критиков поделилась ощущением, будто Шекспир писал пьесу как раз для языка жестов. Это же крайне сложный материал, но на наших актеров он ложится. Не знаю, как ребята это делают – необъяснимая магия.
Диалог без слов
Решение привезти на Ямал именно спектакль о войне, руководство театра приняло еще до введения в регионах режима повышенной готовности. Однако новый контекст обнажил параллели между сюжетом и пугающей реальностью.
– Когда мы летели сюда, я думала, что у пандемии с войной есть что-то общее – и там, и там кто-то гибнет, – призналась актриса «Недослова» Александра Селянинова. – Мне кажется, наш спектакль подходит для того, чтобы передать людям: надежда есть всегда.
Необходимость социальной дистанции помешала артистам собрать по-настоящему полные залы – однако нынешний фурор ничуть не уступил прошлогоднему. Жители Салехарда, Аксарки и Лабытнанги в очередной раз не обделили гостей теплом – на их глазах песни военных лет сплелись в единую историю и словно бы «ожили».
– Весь спектакль я просидела со слезами на глазах – даже не могу говорить, – рассказала сразу после спектакля одна из салехардских зрительниц Татьяна Гостюхина. – Я понимаю, что ребята не слышат, но они так выразительно «показывали» песни, знакомые нам с детства – нельзя было просто сидеть и слушать. Огромное им спасибо, я восхищаюсь ими.
Валерия Терещенко, Елена Земляных