0°C
Салехард

Новости

«Подготовить на сто баллов можно любого ребенка». Признания педагогов Ямала, которым всё удалось

«Дистанционка», которую ввели весной в школах из-за пандемии коронавируса, сильнее всего пугала родителей выпускников – смогут ли они подготовиться к итоговой аттестации? А результаты получились лучше, чем годом раньше. Сразу 28 ямальцев стали стобалльниками. Как это удалось? Накануне Дня учителя «Красный Север» поговорил с лучшими наставниками в нескольких городах Ямала.


Салехард: выжимали максимум

Чулпан Ниязбагина, преподаватель русского языка и литературы Обдорской гимназии, год назад подготовила единственного выпускника в Салехарде, который получил на экзамене высший балл. В этот раз успех утроен, ребята поступили в московские и петербургские вузы.

Фото из архива Чулпан Ниязбагиной
Фото из архива Чулпан Ниязбагиной

– Секрет успеха вовсе и не секрет. Это работа 24/7 и целеустремленные, мотивированные дети, – рассказала Чулпан Валиевна. – В этом году выпуск был действительно замечательный – стобалльников у нас три, 17 человек набрали более 90 баллов. Все они, что называется, выжимали максимум: готовились на уроках, на консультациях и самостоятельно дома.

Подготовка к экзаменам – труд длиной в несколько лет. По словам педагога, все это время с детьми нужно заниматься системно, а перед самим испытанием можно лишь отшлифовать приобретенные знания.

– Своим ученикам я всегда говорю: русский язык нужен практически везде. Порой высокие баллы по нему помогают пройти на бюджет даже в технических вузах – в моей практике есть такие случаи, – отметила собеседница.

Нынешний год выдался особенно непростым. До пандемии работать с выпускниками приходилось без выходных, и даже переход на дистанционное обучение не облегчил преподавателям задачу. Как говорит Чулпан Валиевна, перед экзаменом учителям приходилось быть на связи в любое время, а тренировочные сочинения подчас прилетали под утро.

– Подготовить на сто баллов можно любого ребенка, – считает педагог. – Ему даже не обязательно быть отличником. Главное – желание заниматься, готовность выполнять то, что требует учитель. Для таких детей мы готовы работать день и ночь, давать им все, что можем. Но все же ребятам не стоит слишком усердствовать – нужно находить время для отдыха, общения с друзьями. Ну и, конечно, в такое стрессовое время подросток должен ощущать поддержку семьи.


В подготовке выпускников Ямалу, считает собеседница, ещё есть куда стремиться – большие перспективы откроет сотрудничество со специалистами из университетов.

– В других регионах дети могут ходить на подготовительные курсы в вузы, слушать лекции профессоров. А здесь, в Салехарде, вся ответственность за подготовку ложится только на учителей. Так что привозить из других городов специалистов с качественными курсами и для учеников, и для преподавателей было бы не лишним, – заключила педагог.

Губкинский: дебют, к которому шли с 5 класса

По итогам экзаменационных испытаний в Губкинском появился один ученик с высшим баллом. Подготовила его учитель литературы Маргарита Посадская. Ее рецепт успеха: творческая свобода, положительный настрой и переписка в тетрадях.

Фото из архива Маргариты Посадской
Фото из архива Маргариты Посадской

– Сто баллов – результат не одного дня, мы с Анной Заикиной шли к нему с пятого класса. Именно тогда я обнаружила ее способности. Аня жила литературой, любила писать сочинения, ярко и профессионально читала стихи, – рассказала учитель школы № 4 о своей первой стобалльнице.


Получив аттестат, Анна оказалась верна филологическому направлению, поступила в Тюменский университет на факультет лингвистики.

Всего к ЕГЭ по литературе Маргарита Борисовна подготовила 13 учеников, по русскому – 71 ученика, у 30 из них – высокий балл. По словам учителя, пандемия усложнила подготовку к выпускному экзамену, лишив очных встреч и творческого элемента, и одновременно облегчила – появилось много времени для подготовки по профильным предметам.

– Сто баллов – героический поступок для ребенка. Мы хорошо понимаем, что ЕГЭ оценивается очень субъективно. Все задания на экзамене подчинены алгоритму, сдать ЕГЭ успешно можно, если знать, как все устроено. Для этого мы все подробно разбираем. Своим ученикам я всегда говорю: «Идеальные знания – залог вашей уверенности на экзамене». Конечно, во многом успех зависит и от психологического настроя, поэтому всегда наставляю пожеланиями: «У вас хорошее будущее!» – сообщила собеседница.

Цифровизация, по мнению Маргариты Посадской, должна облегчить педагогический труд:

– Хотя, должна признаться, тетради я люблю проверять. Это наше с учениками пространство для переписки, мы это практикуем. Просто оценка, даже пятерка мало порадует, а вот учительское: «Здорово! Я не знала, что так можно размышлять над образом героя. Давай, ты поделишься этим в классе», очень мотивирует.

Сейчас Маргарита Борисовна продолжает вести уроки, которые называет творческим полетом, где ученики находят применение своих способностей. В педагогике она уже 20 лет и другой судьбы не хочет:

– Я – абсолютно счастливый человек, учительство – моя жизнь, всегда тороплюсь в школу после долгого отпуска. И на уроках думаю не о методиках преподавания, для меня важнее, чтобы урок стал частью жизни ребенка.

Ноябрьск: побеждают самые упорные

Преподаватель информатики Светлана Назаренко за семь лет выпустила 12 стобалльников, причем троих – в этом году. А ведь в ноябрьской школе №7 20 лет назад женщина оказалась почти случайно…

Фото из архива Светланы Назаренко
Фото из архива Светланы Назаренко

Светлана Эдуардовна приехала на Ямал из Ташкента. Обладательница золотой медали поступила в Ташкентский технический университет имени Беруни по специальности «Автоматизация выдачи информации». Получив диплом, пошла работать в вычислительный центр Ташкентского авиационного объединения имени Чкалова на базе авиационного завода. Но жизнь заставила уехать из солнечного Ташкента и найти свою судьбу на Крайнем Севере.

– В Ноябрьск я приехала весной 1997 года, проходила мимо школы и решила узнать, нет ли вакансий, — вспоминает Светлана. – Директор Евгений Чиж пообещал взять меня с сентября, и помог до этого времени устроиться программистом в ноябрьский филиал Федерального почтового узла. Осенью стала учителем информатики.

Светлана Назаренко ни минуты не сидит на месте, всегда в творчестве, в движении, с детьми.

– Мне нравится работать с молодежью, быть в тренде современной жизни, новых течений, чтобы вокруг все крутилось, ехало, бежало. Это живое общение, в школе не заедает постоянное сидение за компьютером, – рассказывает Светлана Эдуардовна.


Педагог руководит городской Школой юного программиста, методическим объединением специалистов информатики. Весной, когда ученики занимались дистанционно, вела региональные курсы.

– Во время самоизоляции ребята занимались еще больше, чем при очном обучении, – рассказывает она. – Немного снизилась нагрузка за счет тех предметов, которые были не нужны для поступления. Всю весну мы занимались и июнь. Консультировали, отправляли задания. Отслеживали, анализировали. Я записывала видеолекции, разборы заданий, то, до чего раньше не доходили руки, сейчас мне очень пригодились эти наработки. Но очное образование не заменишь ничем, – рассуждает Светлана Назаренко.

В 2017 году Светлана Назаренко получила президентский грант и потратила его на поездки с детьми на олимпиады, организацию интенсивов для ребят. В этом году труд педагога отмечен благодарностью Президента России.

Ее ученики и выпускники — победители и призеры заключительных этапов Всероссийских олимпиад школьников, студенты ведущих вузов России. В этом году Марк Зиганшин и Анастасия Онищенко, набравшие на ЕГЭ сто баллов, поступили в МФТИ, Максим Филонов – в Иннополис. Все ребята занимались в Школе юного программиста, куда набирают сего 12 человек.

– Мы учим не просто программированию, а аналитическому олимпиадному программированию. Не каждый ребенок может осилить наши занятия. Мы целенаправленно готовим победителей и призеров олимпиад, выдерживают только дети, которые максимально мотивированы и умеют трудиться. Ведь не всегда самый талантливый ученик становится победителем. У многих не хватает усидчивости и терпения. Мы даем ребятам дополнительный материал, приглашаем на занятия специалистов, ведущих педагогов страны, но дальше ребенок должен закрепить теоретический материал, заниматься каждый день, решать задачи, чтобы был результат. Остаются самые упорные, – объяснила Светлана Назаренко.

Муравленко: научить мыслить критически

Для Анжелы Ясевич, учителя истории и обществознания многопрофильного лицея города Муравленко, нет закрытых тем в общении с учениками. Она строит доверительные отношения, творчески подходит к процессу обучения и знает, что убеждена, что ученики сами способны на многое.

Фото из архива Анжелы Ясевич
Фото из архива Анжелы Ясевич

– Главное – научить их мыслить критически, чтобы они не только слушали тему и затем зубрили задания, а интересовались, задавали вопросы, – рассуждает педагог. – Чтобы они вникали в причинно-следственную связь тех или иных исторических фактов, мыслили широко и доверяли учителю.

Анжела Михайловна считает важным все время находиться в контакте с ребятами, особенно с теми, кому нелегко дается предмет:

– Вот тут и проявляется умение найти точки соприкосновения, чтобы верно замотивировать, пробудить интерес к предмету. Важно учитывать и желание ребят.


Ученица Анна Карабута давно показала целеустремленность и любознательность, стремилась разобраться во всем. Отсюда и уверенный «стольник». С максимальным результатом по обществознанию девушка поступила в Московский финансовый университет при правительстве РФ.

– 98 из ста баллов – знания ученика, а два – удача или везение, – считает наставница.

Сегодня учителю доступно много интересных методик и подготовительных материалов, отмечает она, но важны и человеческие качества, доброта и теплота в отношениях.

– Сложите все в совокупности и получите прекрасных ребят с отличными знаниями, – подытожила Анжела Ясевич.


0

0

0

0

0

0



Темы