обновлено: 11:06, 03 августа 2022
Новости
В Ноябрьске спасают единственный «Дом книги»
На прошлой неделе в соцсетях Ноябрьска появилось открытое письмо сотрудников магазина «Дом книги», в котором они просили о помощи. Некоторые работники получили уведомления о том, что их ставки сократят, а магазин якобы перенесут в другое место (меньшее по размеру и располагающееся на втором этаже). Вслед за этим письмом в городской газете «Северная вахта» вышла статья, где, по сути, продублировано то, что высказали сотрудники «Дома книги» в соцсетях. А в финале добавлено, что уже никто никого не сокращает, книжный останется там, где был, а горожанам не мешало бы прийти и купить по одной книге, чтобы магазин не закрыли, ведь «книжный магазин – душа города!» Всё, никакой аналитики, к сожалению, авторы материала не представили.
Я очень книжный человек, поэтому остаться в стороне не смогла. И в первую очередь попыталась ответить на вопрос: кто виноват, что «Дом книги» тонет?
И в открытом письме сотрудников, и в газетной статье просматривается два акцента:
– Кто-то присмотрел просторное помещение с хорошей парковкой и хочет забрать, поэтому «Дом книги» выживают из здания, которое он занимает тридцать лет и три года.
– Книжный – душа города, он очень нужен людям, его нельзя закрывать.
Давайте разбираться. Книжный магазин, действительно, добавляет плюсов статусу города, спорить с этим сложно. Но, если бы он так нужен (сейчас на 120 тысяч горожан книжный у нас один, внутренней конкуренции нет), разве он был бы убыточным? Нет. А убыточен он уже не первый и не второй год, то есть пандемия здесь не при чём.
Разговоры о закрытии шли давно. В 2020 году АО «Дом книги» было поглощено (выкуплено, передано – у меня на руках нет документа, поэтому о форме сделки не буду говорить наверняка) АО «Силуэт». Но для книжного ничего не изменилось. Почему? Потому что пакет акций (все 100%) АО «Силуэт» принадлежит департаменту имущественных отношений Ноябрьска. То есть книжный как был муниципальным, так и остался.
Что это значит для магазина? Это значит, что он никогда не жил по законам рынка – какие бы ни были продажи, сотрудники получали зарплату, ходили в отпуск, были обеспечены соцпакетом. У руководителя магазина не было мотивации к изменениям.
Зайдите в «Дом книги» и вы окажетесь в прошлом: учебники, огромные подарочные альбомы под стеклом, стеллажи однотипных корешков (от крупных издательств), религиозные календари. Не только это, но в основном оно.
Магазин ориентирован на «обслуживание образовательных потребностей», и сами сотрудники в письме говорят: «нам бы продержаться до осени, когда у нас традиционно растут продажи». Да, растут пару-тройку недель, когда родители сметают комплекты учебников и дидактических материалов. Но на этом далеко не уедешь, что и показывает «тонущий» корабль.
Регулярно в книжный ходят единицы: кто-то покупает в интернете, кто-то читает электронные книги, кто-то в библиотеку захаживает. Чтобы взрослый экономически активный человек пошёл в книжный магазин, у него должны быть дополнительные поводы (я не говорю, что мне это нравится, но сегодня это так). И независимые, вынужденные выживать в условиях рынка, книжные магазинчики давно это поняли. Они создают комьюнити: находятся в постоянном контакте с покупателями, ориентируются на их запросы, общаются с ними. Превращаются в атмосферное место встречи людей со схожими взглядами, место общения, место комфортного времяпрепровождения. И такие независимые «души города» имеют полное право в трудные времена просить помощи у своей аудитории, у сообщества единомышленников.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 3 августа, в ЯНАО специализированная деятельность по продаже печатной продукции указана у 45 индивидуальных предпринимателей.
Я бывала во многих независимых книжных России и Европы (включая лиссабонский, самый старый книжный магазин в мире, один из старейших магазинов Милана, крошечные лавчонки европейских столиц и курортных городков). Они не похожи друг на друга, у них есть свой стиль, они и есть «душа города».
В Ноябрьске разве так? Здесь это – торговля, как бы плохо она ни шла. Сейчас надо было защитить рабочие места, поэтому выбрали тактику «давить на жалость». Вроде сработало: администрация отказалась от идеи реструктуризации, народ потянулся «купить книжку, спасти магазин».
Чтобы не пришлось в дальнейшем поднимать шум по тому же поводу, нужны кардинальные перемены. Те, о которых я написала выше. Пора формировать комьюнити, растить лояльных покупателей, которые будут приходить в книжный за общением и покупками. Завести, наконец-то, соцсети, рассказывать о новинках ассортимента, проводить акции. Выходить спонсорами на городские детские мероприятия, дарить книги и сертификаты на скидки. Учебники и дидактику убрать в «стол заказов» с быстрой доставкой со склада. Освободить площади для актуальных книг от небольших изданий. Открыть окна в зале, сделать под ними пару войлочных лавочек. Проводить встречи в книжном, лекции, паблик-токи. Стать популярным местом притяжения, а не «предприятием в убыточном финансовом состоянии».
Да, я понимаю, что изменения страшат, что старое кажется понятным и потому правильным. Но ради единственной «души города», чтобы она была именно ею, чтобы стала достопримечательностью, куда хочется водить друзей, стоит постараться. К дискуссии приглашаю всех заинтересованных.
СПРАВКА
Кристина Куплевацкая родилась, выросла и сейчас снова живет в Ноябрьске. Книжный обозреватель «Красного Севера», подготовила 100 еженедельных воскресных обзоров (последний, юбилейный – тут).
Основатель единственного независимого книжного клуба Ноябрьска «Книжная среда», который действует более трёх лет. Член международной ассоциации модераторов книжных клубов «АРККА». Лауреат международной премии для книжных блогеров «Блог-пост».