Здоровье
На Ямале 65% больных туберкулезом выявили на профилактических осмотрах
За прошлый год в ЯНАО медики выявили 130 больных туберкулезом, при этом за последние 20 лет показатель заболеваемости снизился в пять раз. Среди заболевших — шестеро детей и четверо подростков. Всего в ЯНАО зарегистрированы 349 больных.
В пресс-центре ИА «Ямал-Медиа» прошла пресс-конференция «Итоги работы противотуберкулезной службы Ямало-Ненецкого автономного округа в 2022 году. Перспективы развития службы» с руководством Ямало-Ненецкого окружного противотуберкулезного диспансера.
Случаев туберкулеза меньше, но до победы далеко
По словам главного врача ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер», главного внештатного специалиста фтизиатра департамента здравоохранения ЯНАО Катерины Кузнецовой, в регионе показатели заболеваемости ниже, чем по России — в ЯНАО зарегистрированы 349 больных.
При этом 85% больных туберкулезом — постоянно проживающие на Ямале. Впрочем, среди заболевших есть и приезжие из других регионов, иностранцы, люди без определенного места жительства и находящихся в местах лишения свободы. В 2022 году врачи ни разу не регистрировали больных без определенного места жительства.
А что в тундре?
По словам заместителя главного врача ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер» Владимира Хоротэтто, кочевников обследуют мобильные бригады, работают на Днях оленевода, выезжают в стойбища. По приказу окружного департамента здравоохранения, детей тундровиков обследуют с помощью квантифиронового теста и Т-спот. При таком виде исследований у человека забирают кровь из вены и не нужно через несколько дней «читать» анализы как при пробе Манту и диаскин-тесте. Каждая районная больница, к которой приписано тундровое население, может планировать закупку тестов. Также обследуют ВИЧ-инфицированных.
Что касается массового внедрения Т-спот за счет ОМС на Ямале, пока это невозможно из-за отсутствия оснований на федеральном уровне. Катерина Кузнецова подчеркнула, диаскин-тест — точный и чувствительный метод, но в отличие от дорогостоящих Т-спот и квантиферонового теста, он выполняется бесплатно.
Профилактика, а не лечение
– С микобактерией туберкулеза мы встречаемся в детском возрасте, в 3–4 года, — рассказала Катерина Кузнецова. — Заболеет ребенок или нет — зависит от состояния его организма. Большая часть не болеет. К взрослому возрасту 95% людей инфицированы микобактерией туберкулеза, но не у каждого она активируется. Туберкулез может случиться, если есть состояние, приводящее к снижению иммунитета: любые хронические заболевания, стресс. Необязательно внешний контакт. Вначале латентная инфекция, затем активный туберкулез. Если человек ведет асоциальный образ жизни, риск заболеть выше, но он есть у всех.
Доктор отмечает: важно, чтобы туберкулез выявляли рано, при малых формах. Это возможно при проведении обследования с помощью флюорографии, кожных тестов. Половина случаев, которые фиксируют врачи, связана с недугом в запущенной форме, с разрушенной тканью легкого. Туберкулез имеет скрытое течение, 65% больных выявили на профилактических осмотрах.
На Ямале тем взрослым, кто относится к группам риска, предлагают сделать диаскин-тест.
– Мы работаем на шаг вперед, нацелены на профилактику, выявляем латентную туберкулезную инфекцию. Ее можно обнаружить диаскин-тестом. В группе риска те, у кого есть: сахарный диабет, язвенные болезни, хронические патологии кишечника, почек, бронхо-легочной системы, ВИЧ. Здесь же — принимающие некоторые медпрепараты, медики, работники социальной сферы, а также — состоящие на диспансерном учете у психиатра и нарколога. Кроме того, предлагаем диаскин-тест тем, кто проживает рядом с беременными, — рассказала Катерина Кузнецова.
Добавим, в ЯНАО есть все нужные препараты и оборудование для лечения туберкулеза, врачи владеют современными методами, применяют для консультаций телемедицину. Туберкулез излечивается полностью, если обращаться к врачам не дожидаясь, пока он перейдет в запущенную форму. Срок лечения — полгода при своевременном обращении. После выздоровления медики наблюдают пациента еще год–два. В противном случае лечение будет долгим, а последствия для организма неизвестными.