Непростое движение вверх. На что жаловались и чем восхищались участники массового восхождения на Рай-Из | «Красный Север»
0°C

обновлено: 09:08, 11 апреля 2023

Общество

Фотограф «Красного Севера» вместе с сотнями ямальцев взошел на вершину горы Рай-Из и поделился впечатлениями от непростого маршрута. Его спутники, многие из которых поднимались на горы Полярного Урала в первый раз, тоже рассказали о своих переживаниях и эмоциях.

Время для чтения ~ 13 минут

— В далеком 2000 году моя учительница географии Валентина Александровна рассказывала, как восходила на вершину горы Рай-Из. Тогда от количества эпитетов и света ее глаз я сам загорелся мыслью — схожу! Но годы шли, а обстоятельства не складывались, идея забылась... Лишь когда неделю назад на работе спросили, кто поедет на Рай-Из фотографировать, триггер, спящий 23 года, щелкнул! Кто-кто, я же!

Так я оказался в списках массового восхождения «Движение вверх». И вдобавок к исполнению своей давней мечты, получил задание от редактора: выяснить, кто — мои попутчики, что двигает ими, зачем они оставили дела, мягкие диваны и кресла, социальные сети — и на всю субботу отправились на Полярный Урал.

Первой неожиданностью для меня стала не гора, а подъем ранним утром, старт восхождения был в шесть утра. Мне надо было не только собраться в поход, но и подготовиться к съемке, поэтому я поставил пять будильников на 4:00. И хотя я успел к шести утра прибыть на точку сбора, мозг яростно сопротивлялся и просил вернуться домой. Первое, что я решил узнать у участников восхождения, легко ли им было встать и собраться, ибо для меня уже это стало испытанием.

Надежда, второе восхождение на Рай-Из

Надежда едва не проспала регистрацию на восхождение. Фото: Сергей Зубков/ «Ямал-Медиа»

— У меня бесконечно звонил будильник, и в один момент мне показалось, что я уже приехала и зарегистрировалась, а потом просыпаюсь, а ничего не готово! Я побежала резать бутерброды и собралась за 20 минут, благо чайник был горячий, видимо, ночью кто-то из близких пил чай.

Наталья, первое восхождение

Наталья считает, что горы стоят ранней побудки. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

— Ну это же горы! Ради них можно раз в год, такое нечасто бывает. А как мы на самолет встаем?

Ирина, первое восхождение

Ирина не считает раннее пробуждение чем-то сложным. А вот Галине оно далось нелегко. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

— Встала очень легко, мне не сложно просыпаться утром. У меня развито чувство ответственности, я завела два будильника, но второй так и не понадобился.

Галина, второе восхождение

— Я проснулась после первого будильника, переставила его на 5 минут, потом еще на пять минут. Лежала и думала, как я поднимусь на Рай-Из. Сложнее было уснуть вечером, потому что уснуть надо, а ты лежишь с мыслями о восхождении… И пытаешься уснуть все-таки.

После того как всех, кто пришел (а были и те, кто не смог проснуться), посчитали и распределили по трэколам, начался наш путь к горе.

Если вас мутит на воде, то поездка будет еще одним испытанием, техника на шинах низкого давления идет как лодка по морю, и сильно укачивает. У меня с вестибулярным аппаратом все в порядке, трехчасовую поездку я почти не почувствовал, но девушка рядом на первом сидении периодически зеленела и глубоко дышала. Благо в пути была остановка для регулировки давления в шинах, и можно было выйти на свежий воздух.

Наконец, мы добрались до подножья Рай-Из. Пока вереница вездеходов прибывала, я решил познакомиться с участниками и пройти инструктаж по технике безопасности.

Елана из Югры, второе восхождение

Елана уже восходила на Рай-Из. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

— В первый раз я поднималась в 2002 году в составе студенческой смены. Я люблю туризм, была в горах в Сочи и сейчас вернулась на Рай-Из. Это место вызывает ностальгию, давно хотела вернуться. И в этом году, наконец, получилось.

Андрей, инструктор

Андрей не без основания считает, что главное — настрой.  Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Андрей не без основания считает, что главное — настрой. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

— Главное — настрой. Если он будет, то любую вершину можно покорить. Берем с собой хорошее настроение, экипировку по погоде и обязательно соблюдаем технику безопасности. Важно не проявлять безрассудство, всегда искать надежный путь, смотреть под ноги и не наступать на шатающиеся камни. Еды с собой надо взять столько, сколько сможешь съесть, чтобы не нести лишнего.

Тем временем все собрались у импровизированной сцены, где организаторы объяснили основные правила поведения на маршруте и что делать в случае экстренных ситуаций. И первым правилом оказалась хорошая разминка перед походом. Необходимо немного разогреть организм и проверить, удобно ли сидит амуниция.

Разминка перед восхождением. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

И, наконец, старт! Группы на подъем выпускали по одной. Маршрут делится на четыре части: подножие, плато, «пятачок» и метеостанция. Первая часть — поход по заснеженной тундре, подъем незначительный, самая большая проблема — наст. Очень часто можно провалиться по колено в снег, это сильно сбивает темп.

Уже на этом этапе некоторые готовы повернуть назад, так как начинали отставать от своих групп. Но я воспользовался одним из советов, которые мне дали на старте — иди в своем темпе, иначе очень быстро выбьешься из сил. Этот совет очень помог мне не сойти с дистанции.

Переход по плато — самый легкий этап восхождения. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Дальше начинается плато — это довольно длинная коса с умеренным подъемом. По ней идти комфортно, главное — сохранить силы. В этот момент важно делать остановки и пить воду. Организм начинает терять много воды и даже если пить не хочется, надо пить впрок: когда начнется жажда, идти станет в разы тяжелее. Еще бывалые восходители посоветовали положить в карман с десяток конфет — это быстрые углеводы, которые вернут в строй, когда появится ощущение слабости.

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

И вот тихой сапой мы подошли к самому тяжелому и опасному участку — подъему на пятачок. Здесь темп уже у всех низкий — надо смотреть под ноги, да и силы начинают покидать несмотря на полкило съеденных конфет. Именно здесь многие разворачиваются, подъём становится очень крутым, а когда оборачиваешься, захватывает дух от высоты.

Один из самых сложных участков восхождения. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Я карабкался вверх почти без мата и перекуров. С каждым шагом камера на шее тянула вниз все сильнее, рюкзак хотелось оставить где-то за камнем и забрать на обратном пути, но останавливало то, что в нем был термос и бутерброд, а они в карманы не помещались.

Шаг за шагом, с камешка на камешек, я дошел до пятачка…

На «пятачке». Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

И вот он — Урал с высоты птичьего полета! Задыхаюсь от восторга! Понимаю, точно страдал не зря!

Да, возможно, вы вспомните про квадрокоптеры — дескать, запусти снизу и любуйся. Возражу, человеческий глаз — пока сама совершенная камера, и фото даже отдаленно не передает открывшийся мне вид.

Пятачок, к сожалению, стал моей точкой возвращения. До вершины осталось меньше 200 метров в высоту, но почти полтора километра пути. Сказалось несколько факторов. Я неправильно выбрал одежду, она набрала воду и стала промерзать, и меня начало потряхивать от холода. И на пятачке я разрядил последний аккумулятор на камере, от этого стало еще грустнее, и моя воля дрогнула. Я выпил теплый чай, подкрепился перекусом и начал спуск.

Спуск запомнился двумя вещами — страхом поскользнуться и полететь кубарем, и веселыми лицами. Совершив, то, что поначалу казалось немыслимым, люди уже с оптимизмом возвращались в лагерь, где можно было обогреться и восстановить силы. На финише нас ждал фирменный безалкогольный глинтвейн и чум, в котором можно было поесть уху или шурпу.

Спускаться с горы порой страшнее, чем подниматься. Фото:  Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
Спускаться с горы порой страшнее, чем подниматься. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»

Немного подкрепившись я вооружился сотовым телефоном, чтобы расспросить у тех, кто закончил маршрут, об их первых впечатлениях.

Евгений с сыном Данилом, первое восхождение

В один из моментов Евгений с сыном едва не сдались. Фото: Сергей Зубков/«Ямал-медиа»

— Мы первый раз участвовали в восхождении. Приехали из города Новый Уренгой с желанием покорить эту гору. Но когда поднялись на первую точку, где можно отдохнуть, захотелось развернуться, если честно. Но вспомнили, что добирались далеко, через пургу и метель, и чтобы это все было не зря — надо идти вперед. А еще мы приехали компанией с коллегами, нас двадцать четыре человека, девушки пошли вперед, и мужчинам не хотелось отступать. Впечатлений очень много, мы поднялись до конца, очень повезло с погодой.

Надежда: «Обязательно вернусь в следующем году»

Фото: Сергей Зубков/«Ямал-медиа»

— Сегодня замечательный день, даже утренний ветер нам не помешал встретиться и подняться на гору. У нас была цель — метеостанция, и я дошла до нее. К сожалению, не все с моей группы смогли, но я надеюсь, что в следующем году у них это получится. Я обязательно поучаствую в следующем восхождении. Желаю всем, кто начал путь и столкнулся с неудобствами или усталостью, вспоминать, зачем они сюда пришли.

На этом можно было бы поставить точку, но у меня есть еще кое-что добавить. Кроме волшебных видов, уймы удовольствия от преодоления тяжелого подъема и самой вкусной шурпы в моей жизни, Рай-Из подкупил общением. Совершенно незнакомые люди, оказавшись в тяжелых условиях, объединяются в нечто цельное, монолитное, готовое всегда протянуть руку, подбодрить добрым словом.

Отдельный элемент искусства восхождения — «боевые кричалки»: когда по ущелью пролетает эхом «Ямал, я не вижу ваших рук!», «Салехард, только вперед!», «А Лабытнанги идут вверх». Сейчас эти слова кажутся очень простыми, но на восхождении понимаешь, что если у людей есть силы кричать, то они смогут и дойти.

Теперь я понимаю свою учительницу, эмоции действительно переполняют, очень хочется вернуться на Рай-Из уже не по работе, а полноценным горным туристом. Поэтому обещаю: в следующем году я вернусь и дойду до конца!