обновлено: 14:23, 24 ноября 2022
Наука
Муксуна спасут сообща. Ямал объединит усилия с Югрой и Томской областью ради ценных сиговых
Ямал спасает главную рыбу региона — муксуна. Стадо этого ценного вида сиговых в Обь-Иртышском бассейне оценивается примерно в 300 000 особей. Это катастрофически мало для такой огромной территории, простирающейся от границы с Республикой Казахстан до побережья российской Арктики, включая Ямало-Ненецкий автономный округ.
ЯНАО, ХМАО и Томская область — сообща за муксуна
Специалисты отмечают, что самостоятельно муксун не сможет восстановить популяцию до промыслового объема.
Поэтому ямальцы объединят усилия в этой работе с Югрой и Томской областью. Кроме научного сопровождения и искусственного воспроизводства, планируется усовершенствовать правовую базу и усилить борьбу с браконьерством.
Об этом договорились накануне на совещании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, которое прошло в режиме видеоконференции.
Как подчеркнул в своем выступлении губернатор Дмитрий Артюхов, для региона возрождение муксуна имеет приоритетное значение. Важно это не только с экономической, но и с социальной точки зрения. Ведь муксун, как и северный олень, всегда считался основным источником питания для малочисленных коренных народов Ямала.
– Специалисты отмечают, что восстановление популяции — долгий процесс, — сказал глава региона. — Результат можно увидеть и оценить минимум через 15 лет. Поэтому объединять усилия нужно сегодня. Уверен, у нас есть все для этого.
Еще один плюс от совместной работы трех регионов — в усилении контроля за состоянием сиговых в Обь-Иртышском бассейне. Сделать это будет проще, поскольку путь рыбы можно отслеживать на всех этапах ее жизни: в Томской области муксун нерестится, через ХМАО путешествует на Ямал, где нагуливает вес и зимует.
Спасение — в рыборазведении
Ямал с 2017 года с помощью Собского рыбоводного завода активно восполняет потери муксуна в естественной среде. В водоемы округа уже выпущено более 110 миллионов штук молоди сиговых рыб, преимущественно чира и муксуна.
А еще создано собственное маточное стадо, состоящее примерно из 10 000 особей разных возрастов, из икры которых выращивают мальков для выпуска.
Всю эту работу высоко оценили на совещании.
Однако ученые считают, что для успешного и более быстрого возвращения муксуна в природу и на столы северян объемы искусственного воспроизводства надо увеличить в несколько раз.
По словам заведующего лабораторией рыбохозяйственной экологии Тюменского филиала ВНИРО Андрея Матковского, чтобы максимально быстро вернуть популяцию до нормального состояния, необходимо ежегодно выпускать около одного миллиарда мальков навеской 1,5 грамма. Цифра огромная и пока непосильная для регионов. Поэтому сроки растянуты на десятки лет.
– Нынешние выпуски, а их проводят также и в Югре — капля в море, но и без этого не обойтись, — пояснил он специально для «Красного Севера». — Мы уже более 10 лет ведем мониторинг в районе Салемала Ямальского района, где находится выход из Обской губы. Отслеживаем производителей, которые идут на нерест. Муксун практически нам не попадается — одна, две особи. Также в этом году полтора месяца проходила научная экспедиция по Оби, по местам традиционной миграции этой рыбы. В результате не поймали ни одной особи.
Дать по рукам браконьерам
Главной причиной такого «ахового» положения представитель Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии назвал браконьерство.
По его словам, многие рыбаки даже не специально вылавливают многострадального муксуна — заодно с другими видами. Виной всему, использование плавных сетей.
– Например, пошел человек за язем, поставил плавные сети — это промышленное орудие лова, в которое очень часто попадает и муксун. По закону рыбак обязан его сразу отпустить обратно. Но многие ли это делают? Не говоря уже об умышленном браконьерстве. Это как борьба с ветряными мельницами. И одно из условий победы — ограничить использование плавных снастей.
При этом ученый привел в пример успешный опыт воспроизводства пеляди. Эту рыбу начали разводить гораздо раньше, и сейчас у нее собралась большая популяция в Обь-Иртышском бассейне. Правда, пелядь пользуется у рыбаков гораздо меньшим спросом, чем муксун.
Впереди у всех трех регионов немало работы по сохранению ценных видов сиговых рыб.
На Ямале эта деятельность набирает обороты — в прошлом году заработал филиал Собского завода в поселке Тазовский, где в садковых линиях подращивают молодь муксуна. Такие же садки разместили и в Приуральском районе. Масштабы искусственного воспроизводства растут. А значит, у муксуна есть все шансы находиться не только в садках, но и в свободном плавании.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:
Лучшая рыбалка — на Ямале. Что ловится и как приготовить
Миллионы «выпускников». В Тазовском в свободное плаванье отправили подросших мальков муксуна