Ямальцы жалуются на агрессивные стаи: приюты есть, а где сознательность? | «Красный Север»
0°C

Новости

Ямальцы жалуются на агрессивные стаи: приюты есть, а где сознательность?

На Ямале есть проблема, которую не решить без самих граждан: ямальцы все чаще обращают внимание руководителей на стаи безнадзорных собак, оккупировавших улицы. Среди тех, кто ведет себя агрессивно, встречаются животные с бирками на ушах. Значит, они были в приюте, но на воле звериный инстинкт берет верх...


В течение 2020 года, в соответствии с законодательством, во всех городах и районах Ямала построили приюты для брошенных кошек и собак, для распространения так называемого метода ОСВВ – отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. Принимать там должны всех бесхозных животных с улицы, а отпускать только тех, кто не представляет опасности. На ямальских улицах стало больше четвероногих с бирками на ушах, многие влияют хвостом, просят ласки и еды. Но отдельные острозубые пасти, кажется, так и норовят напасть... Таких бы назад, под опеку специалистов. Но приюты, похоже, не выдерживают нагрузок.

Например, в Тарко-Сале помещение на 150 собак и 30 кошек, открывшееся с августа 2020-го, переполнено – там 193 собаки. Дополнительного быстровозводимого вольера на 20 мест тоже оказалось мало – начали проектировать капитальный вольер на 100 животных, рассказал глава Пуровского района Антон Колодин.

В действующем приюте Тарко-Сале безнадзорных четвероногих стерилизуют, вакцинируют, чипируют и лечат. Штат сложился хороший, помогают общественники и дети. Но некоторые подопечные остаются непредсказуемыми – после выпуска, как сообщают обеспокоенные граждане, проявляют агрессию. Таких будут отлавливать повторно и держать в вольерах – до перевоспитания. Этого требует гуманное законодательство: все собаки должны остаться живы, но и от них никто не должен пострадать.

Задача это, похоже, совсем не простая. Например, жители Лабытнанги в соцсетях благодарят участкового, который отвозит в школу детей, опасающихся проходить мимо скопления «баскервилей». В этом городе открылся первый прекрасный приют на Ямале, есть добровольные помощники. Но и опека требуется слишком многим хвостатым... После недавней переписи, как сообщал «Красный Север», на карандаш взяли 392 гулявших на улице животных, из них официально бездомными признали только 287 собак. Из оставшихся 42 были на самовыгуле, а еще 63 – живут и кормятся возле баз и организаций.

Регионам недавно собирались даже разрешить самостоятельно регулировать численность бездомных животных, вплоть до их усыпления. Но недавно эту законодательную инициативу отозвали – как живодерскую.

Это говорит о том, что тема братьев меньших остается острой и двойственной. За и против безболезненной эвтаназии животных, согласно соцопросов, выступает примерно равное число респондентов. И у обеих сторон есть, кому решительно отстаивать свои интересы.

Поэтому сейчас так – и приюты строятся, и псы нападают.

Брошенные собаки – на совести предателей

Два последних случая в ЯНАО произошли из-за опасного заболевания. Домашние питомцы в Ямальском и Приуральском районах, выпущенные на самовыгул и покусанные ранее бешеными песцами, за короткое время успели напасть неоднократно. В основном, на детей.

Животные ликвидированы, села на карантине. Властям и ветврачам прибавилось работы.

Но бездомные собаки не растут на деревьях, не устают повторять в службе ветеринарии ЯНАО. Их, многих еще щенками, выставляют за дверь, подкидывают в чужие подъезды и выбрасывают на мусорку сами наши граждане. Хотя давно есть гуманный способ стерилизации: клиники открыты, проводятся акции снижения цен на несложную операцию, после которой и собаки не будут страдать, и приплод не появится.

Сколько уже сказано про опасные последствия самовыгула, но некоторым владельцам хоть «кол на голове теши», а ситуация не меняется. Насколько быстро и какими мерами можно искоренить первопричину появления животных на улице – безответственность того, кто приручил, но предал?..

Руководитель Службы ветеринарии ЯНАО Евгений Попов рассказал корреспонденту «КС», что количество покусов людей безнадзорными животными за последние годы таково: в 2017 году – 678 случаев, в 2018 – 601, 2019 – 651, 2020 – 604. Говорить о снижении в прошлом году, на его взгляд, некорректно: в прошлом году весной, во время «собачьих свадеб», ямальцы, в основном, находились дома, на самоизоляции.

Евгений Попов назвал и любопытные цифры общей статистики, покусов и царапин не только безнадзорных собак, но и домашних животных, которые нападали на гостей и других визитеров в квартирах и дворах, от собак и кошек до обезьян, сурикатов и хомяков: 2017 год – 1160, 2018 – 814, 2019 – 706, 2020 – 1119.

Материальная ответственность станет неотвратимой

Штрафы на безответственных владельцев животных последние три года из-за изменений в законодательстве не налагаются. Но до этого в регионе ежегодно таких штрафов выписывалось более 300. Сейчас правительство РФ инициировало поправки в КоАП, которые предусматривают различные виды административных наказаний за нарушение правил содержания животных. Проект уже одобрило Минэкономразвития, поправки вступят в силу в ближайшие месяцы.

Что касается нападений бешеных собак, в Аксарке владельца, к сожалению, не нашли, хотя упитанный пес в ошейнике явно имел хозяев. В Сеяхе родителям покусанных детей оставалось только обращаться в суд, результаты пока неизвестны.

Но прецедент уже есть. 15 марта Салехардский городской суде рассмотрел гражданское дело по исковым требованиям о взыскании компенсации вреда здоровью, материального и морального вреда, причиненного покусами «владельческой» собаки, которая находилось на самовыгуле и нападала на людей. С хозяина собаки взыскали компенсацию за вред здоровью, имуществу, а также компенсацию морального вреда в сумме 60 тысяч рублей.

Евгений Попов подсказал схему, по которой нужно действовать в случае покусов. Если есть их признаки, нужно обратиться в приемное отделение больницы, затем в МВД и администрацию муниципалитета, где описать внешний вид собаки. Участковый опросит соседей и установит владельца. Показаний свидетелей, что это его животное, будет достаточно для обращения в суд. Если пострадавший – несовершеннолетний, его интересы будет защищать прокуратура. Подробнее эти шаги указаны в публикации «Красного Севера».

Буквально на днях у покусанных граждан нашелся еще один защитник. Лидер регионального отделения «Ассоциация юристов России» Дмитрий Погорелый во время своего прямого эфира в Приуральском районе предложил в таких случаях свою помощь при подготовке документов для подачи в суд.


0

0

0

0

0

0



Темы