обновлено: 12:07, 12 января 2023
Аргиш
Поездка в чум: гостеприимно, счастливо и вкусно
Кажется, я бесповоротно влюбилась в Ямал. Еще месяц назад тряслась в екатеринбургских трамваях, бегала по мегаполису, всё стремилась куда-то успеть. Было суетно, но скучно. Мне явно не хватало острых ощущений, и я легко променяла Урал на Арктику…
Уже в Салехарде коллеги помогли мне в поиске нового и отвезли на выходные в чум. Пуховик, сапожки и свою природную осторожность я променяла на ягушку, кисы и любовь к приключениям.
В стойбище – два чума. В одном из них живут Костя, его жена Наташа, их полутарогодовалый сынок. Всю неразговорчивость Кости, застенчивость Наташи сглаживает веселость гостьи Веры Ларовны Хоротэтто.
Пока она рассказывала о тундровом быте, я ходила возле чума с широко открытыми глазами. Оленьи рога можно есть? Вкусно? Сырые почки оленя – самый лакомый деликатес? Костя сделал дрель и другие инструменты сам? Правда?
Прежде мои представления о тундровом жилище были такими – там очень тесно, холодно, неуютно. Когда же я зашла вовнутрь, то закусила от удивления губу. В чуме прибрано, тепло, просторно. На столе строганина, вареное мясо, морошка, лук, печенье, сливочное масло.
– Как узнать, что семья в чуме живет бедно? – спрашивает нас хозяйка. – Не знаете? Если на столе нет сливочного масла, значит, и живут плохо…
Коллеги из редакции (привычные) едят строганину и макают в тарелку с чем-то красным.
– О, что это? Кетчуп? – я тянусь с кусочком рыбы к чашке.
– Кровь! – говорят красносеверцы.
– Серьезно? – я замираю в легком ступоре.
А потом по кругу начинает ходить стакан с красным живым напитком. Мне тоже нужно попробовать? Точно? Я пригубила совсем немного, однако, по вкусу могу сказать одно – свежая оленья кровь соленая и… вкусная.
– Однажды к нам приехали корреспонденты из Москвы, снимали передачу про нашу жизнь, – рассказывает Вера Ларовна. – Я налила в чашку крови, выпила, обернулась – ни фотографа, ни самого корреспондента – кто-то упал в обморок, кто-то выскочил на воздух, – улыбается собеседница.
Уже по возвращении домой весь вечер думала: оказывается, можно уехать не только из Екатеринбурга, но и из Салехарда, поселиться в уютном чуме и счастливо жить без городской суеты.