Участок железной дороги Чум – Салехард – Игарка

В городской черте Салехарда сохраняется 52-метровый отрезок полотна железной дороги. Рельсы проложили еще в начале 1950-х годов прошлого века, и они должны были стать частью протяженного трансарктического пути: Чум – Салехард – Игарка. Однако вскоре грандиозный проект превратился в «мертвую дорогу».

История «стройки века»

Сегодня так и не построенная трансарктическая железнодорожная магистраль от Полярного Урала до Енисея, известна как «мёртвая железная дорога». Возводить ее начинали в 1947 году по секретному распоряжению Совета Министров СССР и с подачи тогдашнего руководителя государства Иосифа Сталина.

PCVR-66215.jpeg
Фото: Фёдор Воронов  / "Ямал-Медиа"


Ветку Чум – Лабытнанги, протяженностью 196 км, возвели к концу 1948 года. Также создали два управления строительства: № 501 с центром в Салехарде и № 503 – в Игарке. Прокладка железнодорожных путей велась навстречу друг другу. Считается, что количество заключенных-строителей на трассе Салехард – Игарка ориентировочно составляло от 80 до 100 тысяч. Работы продвигались быстро и уже к началу 1953 года из запроектированных 1482 километров проложили 800 км.
Так, на западном участке полностью построили ветку Чум – Салехард. От Салехарда до Надыма даже открыли рабочее движение поездов. На восточном участке: от Ермаково до Янова Стана тоже запустили рабочее движение. На реках Обь и Енисей действовала паромно-ледовая переправа. Оставался недостроенным центральный участок стройки – между Пуром и Тазом. Но вскоре после смерти Сталина в 1953 году, правительство решило законсервировать стройку с последующей ее ликвидацией.

Огромное количество материальных ценностей этой стройки так и не удалось вывезти. Множество оборудования, мебели, одежды уничтожалось на глазах жителей близлежащих поселков. В итоге остались под открытым небом брошенные паровозы, пустые бараки, вышки надзирателей и километры колючей проволоки.

PCVR-86386.jpeg
Фото: Фёдор Воронов  / "Ямал-Медиа"

Особенности проекта


Интересно, что масштабный проект не предусматривал мосты через Обь и Енисей. Вместо этого летом планировали использовать самоходные паромы, а в зимний период переправой должна была становится так называемая «ледянка» – временная железная дорога, проложенная по льду. От станции Лабытнанги до главного русла реки Обь даже возвели незатопляемую каменную дамбу длиной около семи км и высотой примерно три метра. 
Трансарктическую магистраль собирались сдать к 1955 году. Заключенных стимулировали на ударный труд тем, что устанавливали зачеты рабочих дней – за один день в лагере засчитывали три дня.
Будущую магистраль заранее обеспечили телефонной связью с Москвой, проложив к началу 1950 года вблизи ее прохождения телефонную линию до Игарки. Также планировалось обустраивать через каждые 40-60 км станции, а через каждые 9-14 км – разъезды, всего их намечалось возвести 106.

PCVR-66221.jpeg
Сергей Зубков

Объект регионального значения

В Салехарде отрезок железнодорожного полотна, оставшийся со времен строительства трансарктической магистрали, в наши дни располагается вдоль теплотрассы. Примерно в 25 метрах от здания Ямало-Ненецкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Его протяженность – 52 метра.
Как отмечают в службе госохраны объектов культурного наследия ЯНАО, это оригинальный образец и «фактически один из главных символов дороги 1950-х гг.». Состоит он из стальных рельсов, изготовленных в начале XX в., железных рельсовых костылей и деревянных шпал.

Памятная «железка» обнаружена в 2009 году экспертной группой исследователей ООО «Центр археологических исследований» во главе с надымским краеведом Вадимом Гриценко. Через год правительство Ямала постановило включить объект культурного наследия регионального значения «Участок железнодорожного полотна «Чум – Салехард — Игарка» в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. А в 2013 году приказом Минкультуры России участок железнодорожных путей зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия.

Паровоз на память

Петров.jpeg
Фото: Василий Петров / "Ямал-Медиа"


Сегодня часть «дороги в никуда» сохранившейся в Салехарде показывают туристам. Туроператоры включают посещения этого объекта в свои обзорные экскурсии. Кроме исторического 52-метрового отрезка рельс гостям показывают мемориал, посвященный жертвам репрессий. Это установленный на постамент паровоз Эм 711-26. Монумент находится в северной части города, на дороге ведущей в аэропорт.
Надпись на табличке на постаменте сообщает, что паровоз прибыл 2 августа 1947 года на станцию Обская (микрорайон Лабытнанги) и работал на строительстве № 501. Возле этого монумента часто останавливаются гости и туристы, приезжающие в Салехард. Иногда устраивают фотосессию свадебные пары и обычные горожане. 

Локация
ЯНАО, Чум - Салехард - Игарка
Стоимость
Бесплатно

Похожие места